5 апреля в Большом зале Петербургской филармонии выступит Денис Мацуев: один из крупнейших пианистов современности вместе с Заслуженным коллективом России под управлением главного дирижера Филармонии, народного артиста России Николая Алексеева исполнит знаменитый Первый фортепианный концерт Петра Чайковского. Во втором отделении в исполнении оркестра прозвучит Шестая симфония Сергея Прокофьева – одно из самых многомерных, философских, неоднозначных сочинений композитора, в котором лирика и свет соседствуют с трагическими страницами. Концерт входит в абонемент «Первый симфонический оркестр России», посвященный памяти маэстро Юрия Темирканова.
Денис Мацуев выступит с Заслуженным коллективом России под управлением Николая Алексеева спустя более чем год после предыдущего совместного концерта: он состоялся в январе 2023 года. После этого пианист выступал в Петербургской филармонии с сольными программами, а в начале марта вышел на сцену Большого зала с Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского.
Первый фортепианный концерт Чайковского – одно из самых узнаваемых и известных сочинений классической музыки, символ русской культуры. Трудно поверить, что судьба возможно самого исполняемого в мире концерта поначалу складывалась неудачно: знаменитый пианист Николай Рубинштейн, которому Чайковский посвятил партитуру, рассчитывая на первое исполнение, раскритиковал сочинение, тем самым глубоко ранив автора. Лишь значительно позже, когда Концерт прозвучал за океаном, Рубинштейн дирижировал им в Москве, очевидно, пересмотрев свою оценку.
Множество тяжелых минут был вынужден пережить и Сергей Прокофьев в связи с премьерой своей Шестой симфонии (1947): в печально известном постановлении Политбюро ЦК ВКП(б) «Об опере “Великая дружба”» (1948) композитора заклеймили как представителя «порочного, антинародного, формалистического направления в советской музыке». Сразу же на смену былым одобрительным оценкам симфонии пришли уничижительные: в числе критиков оказались и те, кого Прокофьев считал друзьями. Причина критики заключалась в том, что эта партитура разительно отличалась не только от представлений об идеологически благополучных сочинениях, но и от той музыки, которую писал в свои советские годы сам Прокофьев – «Моцарт XX века», «солнечный гений», «поэт радости». Шестая симфония – одно из самых многомерных, философских, неоднозначных его сочинений, в котором лирика и свет соседствуют с трагическими страницами, а сама симфония завершается, по словам автора, драматически – «вопросом, брошенным в вечность».
Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича (ЗКР) – старейший и самый исторически важный симфонический оркестр нашей страны. В 2022 году коллектив отметил 140-летие со дня основания: его история началась 16 июля 1882 года с Повеления императора Александра III о создании Придворного музыкантского хора, который вскоре был преобразован в Придворный оркестр. Присущие придворному коллективу артистократизм звучания и стать Заслуженный коллектив России пронес через все свою историю. Для сохранения уникального оркестра в непростое для страны время в 1921 году в Петрограде была учреждена первая в стране филармония.
По признанию международной критики, Заслуженный коллектив России входит в число лучших оркестров мира, его исполнение русской классики расценивается как эталонное как в нашей стране, так и за рубежом.
Эпоху в истории ЗКР составили полвека, когда во главе оркестра стоял легендарный дирижер Евгений Мравинский, с 1988 оркестр возглавлял один из крупнейших дирижеров нашего времени Юрий Темирканов, в январе 2022 года он оставил пост главного дирижера Заслуженного коллектива, сохранив за собой должность художественного руководителя оркестра, главным дирижером оркестра стал Николай Алексеев, работающий с коллективом уже свыше 20 лет, с 2024 года Николай Алексеев – главный дирижер филармонии.
Билеты на концерт 5 апреля доступны в кассах и на официальном сайте Петербургской филармонии.