С 23 по 27 сентября в кинотеатрах Москино второй раз пройдет «Панорама» — ежегодный фестиваль, придуманный кураторами Москино для артхаусных кинотеатров сети. Программа фестиваля — это краткий путеводитель по самым странным и увлекательным маршрутам кинематографического сезона, включающий в себя шесть тайных фаворитов и ярких премьер главных фестивалей Европы: Берлинале, кинофестивалей в Роттердаме, Сан-Себастьяне, Шеффилде, Гётеборге и других. Программным партнером фестиваля выступил центр культуры и отдыха «Победа» (Новосибирск), где в октябре пройдет эхо фестиваля.

Лейтмотивом 2-го выпуска «Панорамы» стала медиакритика. Фильмы программы самоотверженно грезят о собственном устройстве: разбирают себя на части, подвергают сомнению основания кинематографа, практикуют самоубийственную иронию и рассуждают о современных визуальных практиках, их очаровании и иллюзиях. Несмотря на строгость тематики программа составлена из подвижных, зачастую комедийных, изобретательных фильмов. Главной целью подборки было желание свидетельствовать: язык медиакритики сегодня стал вмещать внутрь себя сколь угодно разнообразные и остроумные формы.

В программе — формалистский триллер, возникший из просмотра роликов на YouTube «Просмотровая будка» (реж. Раанан Александрович), биографический фильм-эссе о звезде Голливуда «Создавая Монтгомери Клифта» (реж. Роберт Андерсон Клифт, Хиллари Деммон), ностальгический оммаж эпохе VHS-кассет «VHYes» (реж. Джек Генри Роббинс), парадоксальная мелодрама, завоевавшая приз за лучшую режиссуру на Берлинале «Женщина, которая убежала» (реж. Хон Сан-су), страницы интимного дневника «Мой мексиканский брецель» (реж. Нурия Хименес) и реактуализация классических авангардных опытов «Городской пейзаж» и «Центральный регион» (реж. Майкл Сноу).

“Сегодня медиакритика перестала быть отдельной сферой, зоной отчуждения, где на свой страх и риск работают редкие исследователи, теоретики и археологи. Медиакритика — обстоятельство житейское. В современном мире каждый из нас — медиакритик и видео-эссеист поневоле. Зачастую не отдавая себе в этом ясного отчета каждый практикует микро-монтаж изображений, комбинируя галереи скриншотов или просто останавливая фильм на паузу, перенаправляет потоки информации, собирает личные сюжеты из осколков уже существующих. Такое положение вещей и фиксируют фильмы нашей программы. Но главное, что каждый из фильмов по отдельности — крайне изобретательное жанровое приключение. Каждый сеанс заново сочиняет правила игры в медиакритику. Выводя вопросы о природе кино из теоретической области в пространство повседневной жизни, существующей на различных жанровых скоростях” — куратор второго выпуска фестиваля «Панорама» и начальник кинотеатра «Москино Салют» Максим Селезнев.

“Как в широком публичном пространстве, так и в академической среде технологии массовой коммуникации вызывают противоположные реакции. Существует позитивная, оптимистическая и иногда восторженная реакция. Здесь медиа сулят светлое будущее и обладают освободительным потенциалом. Есть и медиа-пессимизм, глубоко критическая позиция, которая видит за каждой технологией политическое измерение и стремится выявить нарастающее репрессивное воздействие. В нашей программе мы постарались собрать фильмы, которые не сводятся ни к одному из этих полюсов, но скорее стремятся обратить наше внимание на само существование аппарата медиатехнологий и предлагают разнообразные формы его осмысления. Если жанр кино о кино появился почти сразу после его возникновения, то в цифровую эпоху, когда границы «седьмого искусства» стали прозрачными, ключевой формой подобной рефлексии становятся фильмы о медиа” — куратор второго выпуска фестиваля «Панорама» и начальник кинотеатра «Москино Факел» Дмитрий Фролов.

Фестиваль пройдет в кинотеатрах Москино: Звезда, Салют, Факел.

Программный партнер — центр культуры и отдыха «Победа» (Новосибирск)

Top.Mail.Ru