Казанова в России на Первом ∞ zeitnotinfo.ru

12 декабря на Первом канале стартует сериал «Казанова в России» — авантюрный детектив «по мотивам» путешествия покорителя дамских сердец Джакомо Казановы в Россию.

Сценарий сериала написали Анатолий Чижиков и Алексей Тимм («Лили», «Аниматор»). Производство компании «Фаворит-фильм» («Орлова и Александр», «Вангелия», «Дом с лилиями»). Режиссеры фильма Илья и Антон Чижиковы. В главной роли Джакомо Казановы снялся сербский актер Иван Босильчич («Янычар», «Эпидемия-2», «Гостиница «Россия»). В фильме также снимались Вениамин Смехов, Мария Скуратова, Марьяна Спивак, Эмилия Спивак, Артем Ткаченко, Илья Малаков, Наталья Громушкина, Сергей Баталов, Валерий Баринов, Дмитрий Лысенков, Николай Шрайбер, Антон Филиппенко, Поля Полякова, Роман Попов, Анатолий Лобоцкий и др.

1762 год. В России дворцовый переворот, Екатерина вынуждена подписать обязательство вернуть трон сыну Павлу, когда тот достигнет совершеннолетия. Добыть столь бесценный инструмент влияния на Россию пытаются многие. Ватикан поручает это дело Казанове – так он сможет искупить все свои прежние прегрешения. Для этого Казанове надо очаровать трех дам: ту, что на троне, ту, что продает документ и ту, что спасет самого Казанову. Смертельные опасности поджидают великого сердцееда на каждом шагу. Наконец бесценный документ в руках Казановы, но распоряжается он им совсем не так, как ему было поручено…

ДЕВЯТЬ КИНОВОПЛОЩЕНИЙ КАЗАНОВЫ

В мировом кинематографе известны 8 кино-образов Казановы. От постановки Альфреда Деэши 1918 года с Бела Лугоши до «Последней любви Казановы» Бенуа Жако, вышедшего на экраны три года назад. Джакомо Казанова предстает в этих фильмах в основном как великий соблазнитель — а, ля Дон Жуан, безжалостный покоритель дамских сердец, хотя он был больше известен современникам, как писатель и оккультист (особняком стоит киношедевр «Казанова Феллини» с Дональдом Сазерлендом Федерико Феллини, 1976г.), а еще Казанова прославился, как великий авантюрист и шпион.

ПУТЕШЕСТВИЕ КАЗАНОВЫ В РОССИЮ

Мемуары Джакомо Казановы «История моей жизни» были переизданы лет шесть назад, тогда и возникла идея экранизации «по мотивам» путешествия Казановы в Россию.

Анатолий Чижиков, соавтор сценария, продюсер: «Казалось бы, есть все составляющие для любовной и авантюрной истории, чтобы покорить сердце зрителя. Для женской аудитории – идеальный и благородный любовник, для мужской – бесстрашный путешественник, отчаянный авантюрист и дуэлянт. Но все это было в тех самых восьми фильмах. Чего же там не было? А не было там той самой главы из мемуаров самого Казановы, о том, как он посетил Петербург и Москву во времена правления  Екатерины Великой. В мемуарах содержалась подсказка главной сюжетной линии – Казанова в Петербурге купил крепостную девчонку и ради забавы принялся ее обучать благородным манерам – рабочий сюжет «Пигмалиона». Все остальные страсти были  уже делом техники».

Помимо мемуаров сценаристы сериала работали в архивах и неожиданно нашли подтверждение сценарной догадке – Джакомо Казанова не только был соблазнителем светских дам, но зачастую брал в воспитанницы девушек из небогатых семей, давал им уроки и превращал в идеальных придворных.

КАСТИНГ

В свое время героя-любовника изображали Мастроянни, Делон, Леджер и другие известные актеры. Как же нашли Казанову для сериала?

Илья Чижиков, режиссер фильма: «Пробы начали с главной пары Казанова – Татьяна. Перед этим были портретные пробы на главную роль Казановы. Изначально мы хотели, чтобы Казанову играл природный иностранец, желательно итальянец, с легким акцентом, чтобы зритель поверил в происходящее. Хорошая сказка должна восприниматься как быль. Наш кастинг директор Лена Головач предложила попробовать актера из Сербии Ивана Босильчича, он только тогда появился в России, удачно сыграв в проекте «Гостиница Россия» брутального сандиниста». 

Иван Босильчич, исполнитель роли Казановы: «Про Джакомо Казанову до начала съемок я знал только то, что его имя, как и Дон Жуана, является символом величайшего любовника всех времен — и ничего больше. Между тем, когда начал изучать его биографию, понял, что герой существенно интереснее известного черно-белого образа. Мне открылась многогранность его личности: Казанова был писателем, хирургом, полиглотом, изобретателем, педагогом, военным, музыкантом и шпионом. Больше всего меня заинтриговало понимание того, что его мемуары, по сути, являются, его исповедью — как будто он исповедуется перед священником… Я увидел в этом добродетель и какое-то покаяние, большую тоску и надежду на любовь. В итоге и мой Казанова получился именно таким».

Антон Чижиков, режиссер фильма: «Пробы Ивана проходили с несколькими артистками, все талантливы, все сыграли задушевную мелодраму. Но еще на стадии написания сценария в Татьяне был заложен характер маленькой разбойницы из «Снежной королевы», она должна быть дерзкой и милой одновременно, легко менять состояние и быть предельно естественной. Такую Татьяну нашли в Питере, это была Маша Скуратова. Когда мы сделали совместную пробу, сразу стало понятно – пара есть». 

Мария Скуратова, исполнительница роли Татьяны — воспитанницы Казановы: «Работа над ролью началась задолго до съёмок, за полгода у нас были читки сценария, глубокие обсуждения, репетиции сцен и танцев (что огромная редкость в кино и счастье для артиста). В какой-то момент мы даже начали говорить словечками и фразами из сценария. Во всяком случае, я так привыкла, что и дома, например, могла сказать: «Плут вы!» или «Сердцем чую». Словом, язык «того времени» на какое-то время по инерции стал родным.

А что касается роли, то я всегда мечтала сыграть, цыганку сбежавшую из табора, например или убегающую из-под венца княжну. И Татьяна такая же душа: вольная, сильная и открытая миру. Она дышит полной грудью. И, по-актерски, мне было интересно играть изменения героини: сначала она суетливая, быстрая, ловкая, смелая, близкая к природе. Когда же Казанова берётся за ее воспитание, она меняется — взрослеет, проживает новые для себя чувства, замедляется, становится глубже, но стремление к воле остаётся».

Илья Чижиков, режиссер фильма: «Параллельно с Татьяной шли пробы с Екатериной – Марьяна Спивак. Ей удалось показать главное в этом характере Императрицы – властность, за которой скрываются женские слабости, а где-то и беззащитность в крутых поворотах судьбы. Иван Босильчич через нескольких проб, приватно вздыхал: «Какая актриса!..». Марьяна все время как бы подогревала Ивана, снимая по роли с него налет итальянской вальяжности. Между ними возникало доверие, артисты нащупали некую связь, которая должна волновать зрителя…»

С Ильей Малаковым (молодой Потемкин, только вступающий в ранг фаворита) и Дмитрием Лысенковым (певец-кастрат Паттини) нам уже удалось поработать в полнометражном фильме «Лили». Малакова мы сразу увидели Потёмкиным, в этого парня влюбится даже Императрица. А Дмитрию предложили несколько ролей на выбор, он мастер перевоплощений. Дима выбрал Паттини: «Такого я еще не играл». И правда, его обычно узнают не с первой сцены.

Для нас было честью пригласить на роль наставника Казановы, главу масонского ордена, Брагадина —  Вениамина Смехова.  Вениамин Борисович предложил характер Брагадина трактовать как нечто среднее между Воландом (которого он сыграл на Таганке) и графом Де Ля Фером из «Трех мушкетеров», и это было настолько в точку, абсолютно совпадало и с нашей жанровой задачей, и с ролью Брагадина, и с актерской биографией самого Вениамина Борисовича!».

«Хорошую историю делает хороший злодей», главными действующими антагонистами утвердили Артема Ткаченко – Мануччи, у которого страсть убить Казанову за совращенных когда-то сестер и действующего по заданию Папы Клемента, и Игоря Кистола – Виктор Оберо — петербургского иезуита. Оба персонажа довольно противоречивые.

Эмилия Спивак, исполнительница роли певицы Марселины — итальянской любовницы Казановы: «Исторический сериал для актеров всегда подарок. В этом же всегда больше возможностей для игры: другое время, другая форма взаимоотношений. Кроме того, для девушек — это особая радость в силу костюмности истории, когда есть возможность примерить нечто такое, что в реальной жизни никогда и не достать. Еще повезло, что моя героиня — артистка, к тому же итальянка! Италия вообще всегда была мне близка, а тут появилась возможность показать их женский темперамент — открытость, юмор, настроение, когда жизнь бьет ключом».

ЛЕГКОСТЬ ВО ВСЕМ: СТИЛЬ «КАЗАНОВЫ В РОССИИ»

Создателям картины хотелось легкости и воздушности кадра. Здесь им  помогли картины той эпохи. В результате возникло не только решение декораций (художник Дмитрий Малич-Коньков), но и прекрасных костюмов (Марк Ли), которые они  раздобыли в Испании.

Мария Скуратова, актриса: «Костюм очень помогал. В начале истории я ходила в рубахе, сарафане и лаптях с портянками, чумазая и с косой — это одни ощущения: свобода в движениях, близость к земле. А потом появился корсет, панье, тяжёлое платье, шляпка, каблуки —  тут уже спину не сгорбишь и в сундук не спрячешься. Хотя Татьяна и в этом наряде останется собой!».

При всей костюмированности эпохи, задачей съемочной группы было разбить формализм и показать людей в быту, когда банально «чешется» под париком или сводит дыхание от корсета. То есть разбить церемониальность бытом, которым полон любой век.

Лёгкость и живость картинки  создал оператор Илья Дёмин, который  использовал портативные облегченные камеры,  словно парящие над площадкой и заглядывающие туда, куда не пролезли бы обычные «алексы» или «рэды». «Каждая сцена снималась одним кадром на несколько камер одновременно. С одной стороны актеры имели возможность «разогнаться», потому что работали не дробными кусками, а целиком, а с другой – получили полную свободу в перемещении – операторы постоянно перестраивались и меняли положение. Камеры словно вальсировали вокруг артистов, переходя с общего плана на крупный и наоборот», — вспоминает режиссер Илья Чижиков.

Самобытный саундтрек — от классики до попсы

Музыку к фильму написал композитор Михаил Чертищев. Его задачей было создание самобытного саундтрека с учетом особенностей того времени. Забавной проблемой было то, что большинство известных нам инструментов просто не существовало, к примеру, не было даже фортепьяно. Вместо него был клавесин. Его композитор совмещал с калимбой, подмешивал пианино, всеми способами стараясь придать ему мягкость и лиричность.

«Но как добиться современного звучания, но не использовать синтетическую музыку, которая в самом начале может вызвать отторжение в исторической картине? Чтобы достичь нужного результата, мы начинали с классических решений, постепенно наращивая меру условности сюжета и музыки одновременно. И в какой то момент, мы уже смело использовали ретро синты восьмидесятых годов, совмещая их с всё тем же клавесином»,-  рассказывает режиссер Антон Чижиков.

Кроме саундтрека в сериале присутствует много внутрикадровой музыки – создателям сериала удалось записать несколько уникальных оперных голосов и даже создать собственную арию.

Еще создателям фильма повезло, что Иван Босильчич  обладает великолепным голосом – вместе с ним  записали оригинальную песню Казановы и Татьяны – заключительный трек фильма.

ПИГМАЛИОН ИЛИ ШПИОНСКАЯ ИСТОРИЯ?

Илья Чижиков, режиссер фильма: «К определяющим историю мелодраме-детективу-приключению мы постарались добавить абсурдной комедии, мистики и даже немного триллера. В целом это объединялось стилистикой сказочной истории о поиске Любви и Свободы, помещенной в эпоху Екатерининской России».

Анатолий Чижиков, соавтор сценария, продюсер: «Не стоит воспринимать наш фильм «Казанова в России. Тайная миссия» как байопик, несмотря на многие подтвержденные факты из жизни героев. Наш сериал – это поклон ушедшим и непревзойденным мастерам, казалось бы, легкого жанра ироничной комедии Григорию Горину и Марку Захарову. Как получилось — не обессудьте…»

Иван Босильчич, актер: «Федерико Феллини представил Казанову как депрессивного дворянина средних лет. Хит Леджер в голливудской версии сыграл его как молодого авантюриста -интроверта. Джон Малкович изобразил Казанову, который уже был на закате жизни. Но зрителям еще ни разу не открывалась та часть жизни, в которой Джакомо Казанова в свои 40 лет в бегах из сифилитической Европы и инквизиции посетил Царскую Россию (Российскую Империю) и провел один из ярчайших периодов жизни, значительно изменивший его дальнейшую судьбу».


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений