Манкимэн Дева Пателя ∞ zeitnotinfo.ru
MONKEY MAN, directed by Dev Patel

11 апреля кинопрокатная компания Вольга выпускает в российский прокат полный захватывающих поединков и зрелищных погонь боевик в постановке номинанта на премию Оскар — Дева Пателя  — «Манкимэн» (Monkey Man).

Жестокие улицы Мумбаи сделали из него бойца, который не остановится ни перед чем, чтобы отомстить за свою семью. Отныне его жизнь делится между подпольными боями за деньги, где люди в масках дерутся до последнего вдоха, и работой в элитном ночном клубе для самых богатых и самых порочных. Всё больше погружаясь в тайный мир, он сводит счёты с криминальными авторитетами и коррумпированными политиками, отнимающими у людей всё. Имя ему — Манкимэн

Продумывая «Манкимэна», сценарист, продюсер и постановщик Дев Патель едва ли ожидал, что его режиссёрским дебютом станет история, вдохновлённая сказками его детства. «Я около восьми лет писал и переписывал сценарий в перерывах между актёрскими проектами, — рассказывает Патель. — Для меня это очень личный фильм. Одну из древнейших индийских легенд я переосмыслил на новый лад в формате эпичного и оригинального супергеройского боевика; что, надеюсь, позволит мне донести эту историю до зрителей по всему миру. «Манкимэн» полон энергии, эмоций, драмы и совершенно безумного экшна».

В основе фильма лежит миф о Ханумане — индуистском божестве, воплощающем мудрость, силу, отвагу, верность и самодисциплину. Считается, что легенда о божественной обезьяне зародилась в XV-XII веках до нашей эры и впервые была записана в «Ригведе» — сборнике древних гимнов и одном из четырёх канонических текстов индуизма. В санскритских эпосах «Махабхарата» и «Рамаяна» Хануман выступает символом свободы: неуязвимым и при этом глубоко человечным. Своих спутников он предупреждает о «непрочной природе безграничной власти». Согласно сюжету легенды, в детстве Хануман хотел дотянуться до солнца, но упал с небес и сломал челюсть. После этого герой посвятил себя служению людям, а те щедро отвечают ему своей любовью.

Фильм Пателя изобретательно переносит эту историю в современность. Израненный юноша по прозвищу «Кид» становится орудием возмездия против сильных мира сего, которые погрязли в преступности и угнетают тех, кому обещали служить. Действие разворачивается в вымышленном индийском городе Ятана — с санскрита это слово переводится как «испытание», «борьба», а также «отмщение».

Чтобы реализовать своё видение «Манкимэна», Патель заручился поддержкой других кинематографистов, которые разделяют его веру в силу оригинальных историй. В числе его союзников — продюсеры Джо Томас, Бэзил Иваник, Эрика Ли, Кристин Хаблер, Самарт Сахни и Анджай Нагпал. «Думаю, наш фильм обернётся тёмной лошадкой: придёт из ниоткуда, нарушит спокойствие и всех удивит», — говорит Патель.

Вдохновлённые смелым видением режиссёра, его коллеги с жаром взялись за создание «Манкимэна». «Я спродюсировал уже несколько фильмов с Девом в главной роли и знал, что его талант не ограничивается одними только актёрскими навыками, — вспоминает продюсер Джо Томас. — Он несколько лет вынашивал идею «Манкимэна» и регулярно делился ей со мной. Меня сразу же заворожила глубина и потенциал этого проекта. На многих уровнях: мне хотелось и поработать с Девом как режиссёром, и отразить динамичность индийской культуры, и создать самобытное киноприключение для зрителей по всему миру. Невероятная амбициозность Дева подогревала и мой энтузиазм, так что я подключился к фильму ещё на стадии разработки сценария».

Режиссёр черпал вдохновения в жанрах, которыми он давно восхищался — например, корейских триллерах о мести и оригинальных боевиках, вроде франшизы про Джона Уика. «Мы смешали элементы разных жанров, — рассказывает Патель. — Среди моих любимых фильмов есть, например, «Человек из ниоткуда» и «Олдбой», а также замечательный индонезийский боевик «Рейд». Кстати, над нашим фильмом работали некоторые из создателей «Рейда» и продюсерская команда «Джона Уика» из студии Thunder Road. И вот, мы всё это положили в блендер и присыпали индийскими специями».

Основные съёмки «Манкимэна» прошли в городе Батам в Индонезии. «Наша замечательная команда не жалела сил, — говорит Патель. — «Процесс был напряжённый и захватывающий. Это фильм о мести и вере, и от нас он тоже потребовал крови, пота, слёз и сломанных костей. В буквальном смысле. Одну из древнейших легенд человечества мы переосмыслили под новым углом в сеттинге современной Индии. Взяли уже существующий сюжет и сняли на его основе оригинальную историю. «Манкимэн» полон энергии, эмоций, драмы и совершенно безумного экшна».

Изначально фильм планировался к выходу в онлайн-кинотеатрах. Однако, когда «Манкимэн» уже был отснят и находился на стадии монтажа, Патель с коллегами обратились к новым союзникам, чтобы завершить ленту и пробиться на большие экраны. На помощь им пришла американская компания Monkeypaw и её продюсеры Джордан Пил, Уин Розенфельд и Иэн Купер. «Мы прослышали, что права на «Манкимэна» переходят из рук в руки, и решили взглянуть на проект, — вспоминает Иэн Купер. — Фильм нас просто очаровал и вдохновил присоединиться к работе. Мы нашли прокатчиков на студии Universal, помогли осуществить постпродакшен и подвели «Манкимэна» к финишной черте».

Замысел Пателя идеально совпал с ценностями Monkeypaw. «Мы снимаем хулиганское, провокационное и весёлое кино, и «Манкимэн» отлично иллюстрирует этот подход, — рассказывает продюсер Уин Розенфельд. — Режиссёры, с которыми мы работаем, стремятся выйти за рамки жанра, нарушить их. И я всей душой радуюсь, когда такие проекты доходят до экранов кинотеатров. «Манкимэн» — фильм яркого, неоспоримого таланта, и мы благодарны Деву за возможность помочь ему».

Подобно Пателю, Джордан Пил пришёл в кино как актёр, а затем открыл новую ошеломительную главу своей карьеры, сняв триллер «Прочь». С тех пор его студия Monkeypaw сотрудничала со многими выдающимися кинематографистами — например, Нией ДаКоста, Генри Селиком и Спайком Ли. «Наша компания поддерживает смелые режиссёрские проекты, которым иначе не нашлось бы места в Голливуде, — говорит Купер. — На пути к релизу Дев преодолел бесчисленное множество преград, и мы очень гордимся своим сотрудничеством с ним».

Принять участие в создании «Манкимэна» Джордан Пил согласился быстро. «Узнав, что это фильм Дева Пателя, я тут же заинтересовался, — говорит продюсер. — Он входит в число моих любимейших актёров. Дев — невероятно выразительный и чуткий артист, который к тому же умеет круто смотреться в кадре. А уж тот факт, что он выступил одновременно актёром и режиссёром фильма, просто взорвал мне мозг».

«По ходу сюжета уязвлённый герой становится народным мстителем, что мне лично очень импонирует, — продолжает Пил. — Зритель эмоционально проникается историей, потому что месть — один из мощнейших, если не самый мощный импульс в кино, и этот фильм отлично его использует. Мы с самого начала сопереживаем эмоциональной и очень личной миссии Кида, уважаем его самоотверженность, желаем ему удачи. Но в какой-то момент он понимает, что месть не принесёт ему удовлетворения и что он должен сражаться во благо других людей».

Пила и его коллег тем более поразило мастерство Пателя как постановщика. Боевые эпизоды «Манкимэна» смотрятся масштабно, брутально и при этом визуально-изящно. «Многие кадры в фильме будто бы сняты одним долгим планом, настолько плавно и убедительно они выглядят, — объясняет Пил. — В кадре Дев тоже обладает уникальной пластичностью движений. «Манкимэн» полон интересных эпизодов, а иногда взрывается настолько яркими сценами насилия, что думаешь: ну ни фига себе! Нам очень повезло оказаться в нужное время в нужном месте, чтобы поддержать этот проект».

Большая часть «Манкимэна» была отснята в Батаме в Индонезии. Актёры и съёмочная группы единодушно признали: Батам — завораживающий и вдохновляющий город, идеально подходящий эпичному замыслу, Дева Пателя. «У нашего фильма чрезвычайно сложный и амбициозный образный язык, — рассказывает Собхита Дхулипала, исполнительница роли Ситы. — Локации здесь так же масштабны и разнообразны, как и эмоции. Это очень «мужское» кино, но в нём есть и нежность, проступающая через скорбь, которую несёт в себе каждый из персонажей».

Чтобы передать мифическую красоту Индонезии (в роли Индии) и зарядить фильм яростной, но продуманной энергией, Патель обратился к оператору Шарону Мейру. «Прочитав сценарий «Манкимэна», я тут же в него влюбился, — говорит Мейр. — Мне кажется, это очень редкий фильм: боевик с глубоким смыслом. История о мести, но также об одиночестве и проблемах общества».

За ориентир Патель и Мейр взяли азиатские авторские боевики и триллеры. «Например, «Рейд» и его сиквел, «Пепел — самый чистый белый» и «Человек из ниоткуда», — рассказывает Мейр. — Фильмы про одиноких героев, которые идут против системы во имя справедливости».

Оператор считает, что «Манкимэн» открывает совершенно новый жанр. «Мы называем его «искусным фильмом про бои». Не путать с фильмами про боевые искусства, — говорит Мейр. — Дев стремился к максимальной убедительности образов и эмоций, но в тоже время хотел создать эпичную, мифическую атмосферу, эдакий азиатский ответ “Бегущему по лезвию”».

Мейру такой подход пришёлся по душе. «Я люблю переносить зрителей в реальность сцены, чтобы вы жили наравне с героями, а не смотрели на них со стороны, — объясняет оператор. — Мне нравится подводить камеру вплотную к актёрам, нежели снимать их издалека через длиннофокусный объектив. Я обожаю ломать четвёртую стену, арку просцениума».

Чтобы облегчить Мейру работу, художник КРИС ЛИ («Битва богов») провёл полную раскадровку фильма от первого до последнего кадра. «Так мы смогли заранее спланировать съёмки и увидеть эту историю в своём воображении прежде, чем переносить её в реальность», — говорит оператор.

Все потрясающие экшн-сцены «Манкимэна», разнообразные драки и погони, Патель и Мейр продумывали сообща. «Это очень творческий процесс, — объясняет режиссёр. — Мы снимаем боевик о мести, но также о вере. Хаотичный. Изящный. Закипающий, бурлящий и вдруг взрывающийся фантастическим экшном».

Один из таких эпизодов — захватывающая дух погоня по улицам Ятаны на моторикше. «Это рикша на стероидах, невероятно крутая машина, — говорит Патель. — Бэтмобилю на зависть!»

Завидует режиссёру и продюсер Джордан Пил. «Дев разыграл классическую автопогоню, но с участием моторикши, — говорит он. — Даже не представляю, как ему удалось это снять. Если мне доведётся когда-нибудь сделать настолько же захватывающую погоню, то перед этим я наверняка возьму пару уроков у Дева Пателя».

Особенно эффектно выглядит финальная битва в «Королевском клубе», стилизованная под один неразрывный план. Перед съёмками каскадёрская команда подготовила черновую версию некоторых боёв, снятую одним из каскадёров Стивеном Ренни («Король Талсы»), который впоследствии вошёл в операторскую группу фильма и оказал неоценимую помощь в создании финального эпизода. «Каскадёрские демо-ролики выглядели очень эффектно, но они не то чтобы стремились рассказать историю или передать определённую точку зрения, — объясняет Мейр. — А мы хотели, чтобы экшн отражал состояние героя, был эмоциональным и драматичным. Черновая версия сцены на кухне предполагала около двадцати монтажных склеек; в итоге мы сняли её двумя долгими планами».

По словам Мейра, «Манкимэном» он гордится больше, чем любым другим проектом в своей карьере. «Я очень доволен фильмом в целом, — говорит оператор. — Тем, насколько цельным он получился, как его атмосфера и стиль сошлись воедино. Зрители смогут не просто увидеть, а почти на уровне запахов прочувствовать контраст между суровой, грязной, пропитанной потом реальностью Кида и плюшевым гламуром мира богачей. И, конечно, я горжусь тем, насколько это энергичное и брутальное кино — фильм с большими яйцами! Чтобы такое снять, нужен отличный режиссёр с правильным видением. Мне очень повезло быть частью этой команды».

Придумывая вымышленный индийский город Ятана, режиссёр Дев Патель и тайский художник-постановщик Саксири Чантарангсри отталкивались от эстетики супергеройских комиксов. «У этого мира есть свой специфический стиль, — говорит Чантарангсри. — Как Готэм был тёмным зеркалом Нью-Йорка, так же и Ятана является отражением Мумбаи. Оригинальный и яркий подход Дева вдохновил меня на более экспериментальный дизайн «Манкимэна». Дев всем сердцем горел этой историей и твёрдо знал, как хочет её поставить. Я горжусь тем, что помог ему снять этот дебютный фильм».

И хотя съёмки прошли в Индонезии, Чантарангсри и его команда «стремились сохранить суть Индии». Культура и образный язык этой страны были ему хорошо знакомы: индийские мотивы можно найти по всей Южной Азии и даже за её пределами. «Таиланд долгое время находился под влиянием Индии в том, что касается религии, культуры и мифологии, — объясняет художник. — Поэтому во мне откликается сюжет «Манкимэна»: борьба с тиранией, противостояние бедняков и богачей, аутсайдеры из низов, которые бросают вызов прогнившей элите. Яркий, тактильный мир на стыке разных социальных классов».

Идею классовой иерархии обыгрывает, например, дизайн лифта в «Королевском клубе». Когда лифт поднимается с нижнего этажа, где расположена кухня, на самый верх, к элитному борделю, внутри кабины меняется освещение и цвет. «Это метафора взросления Кида, — объясняет Чантарангсри. — С каждым этажом он всё ближе к своей цели».

Ещё одну интересную локацию, развалины храма Шивы, художники создали на базе заброшенного здания в Батаме, дополнив его интерьер новыми элементами в индийском духе. И это — лишь одна из множества сложных декораций, построенных Чантарангсри, индийской художницей-декоратором Ясмин Сети («Белый тигр») и их командой специалистов из Таиланда, Малайзии и Индонезии. «Большинство интерьерных сцен было отснято в декорациях внутри павильона и на реальных локациях по всему Батаму, — рассказывает Чантарангсри. — Мы также создали на киностудии целую улицу с видом на фасад “Королевского клуба”».

Monkey Man

Готовясь к съёмкам сногсшибательных боевых эпизодов, Дев Патель привёл себя в совершенную физическую форму и самозабвенно тренировался под началом координатора экшн-сцен Брахима Чаба («Иностранец»). «Дев — один из самых усердных кинематографистов, с которыми мне доводилось работать, — говорит Чаб. — Мы отрабатывали приёмы дважды в день, с утра и после обеда. Он разучил придуманную мной хореографию движений, но также предлагал собственные идеи, чтобы нагляднее проиллюстрировать сюжет через экшн. Мне его предложения показались весьма разумными».

Драка между Кидом, героем Пателя, и его заклятым врагом Раной (Сикендер Кхер) — отчаянная и эпичная схватка насмерть. «Последняя битва с Раной определённо стала одной из моих любимых сцен. — вспоминает Чаб. — Актёры тренировались отдельно друг от друга, так что, встретившись на съёмках, они высекали друг из друга искры. Результат превзошёл любые мои ожидания. Всё сражение они разыграли самостоятельно, без дублёров и подтасовок. Не сомневаюсь, что зрители останутся довольны».

Поразит публику и финальная битва в «Королевском клубе», виртуозная и яростная. «На репетициях с Девом я понял, что он — не только талантливый актёр, но и настоящий мастер боевых искусств, — замечает Чаб. — Он легко запоминал сложную хореографию движений и знал, как убедительно разыграть её на камеру. Так что с его подачи мы отказались от частых монтажных склеек и использовали более долгие планы».

Поклонникам боевиков наверняка особо полюбится драка в лифте «Королевского клуба». «Там мало места, поэтому сцена ощущается очень клаустрофобной, — говорит Чаб. — Думаю, публике она доставит массу удовольствия».

Кто точно остался в восторге от работы Пателя и команды каскадёров, так это продюсер Джордан Пил. «Я думал, экшн будет выглядеть так, будто его снимал дебютант, — вспоминает Пил, но его ожидания не оправдались. — Боевые эпизоды в фильме не уступает лучшим образцам жанра. Эти сцены отличаются сложной хореографией, плавностью и драматизмом, и Дев смог всё это не только снять, но и сыграть как актёр. Не сомневаюсь, что «Манкимэн» войдёт в историю боевиков и фильмов о мести».           

Супервайзер Дэвид «Опа» Меслоу («Зачистка») и его команда придумали для «Манкимэна» просто потрясающие спецэффекты — настолько незаметные, что многие зрители наверняка решат, что в фильме их вообще нет. «Самым драматичным эпизодом было сожжение деревни, — рассказывает Меслоу. — Все пожары и разрушения мы снимали вживую. Развели ночью на локации огонь и следили, чтобы соломенные крыши домов не сгорели раньше времени. У нас было около 120 статистов, включая детей, и они повсюду бегали по грязи и слякоти. Оставалось молиться, чтобы снова невовремя не пошёл дождь»

Для сцены пожара в «Королевском клубе» команда Меслоу тоже использовала настоящий огонь: они подожгли экстерьерные декорации клуба, а также отсняли отдельные элементы в павильоне. По словам супервайзера, в дальнейшем это дало художникам по графике более убедительный материал для создания компьютерного пламени.

Эпизод, в котором Кид бросается в гигантский взрывающийся аквариум, проходя сквозь воду и стекло, координировал супервайзер по пиротехнике Херберт Бланк («Безумный Макс: Дорога ярости»). «У нас был всего один дубль, — рассказывает Мелоу. — Обе стеклянные стенки аквариума, каждая толщиной более 12 миллиметров, должны были взорваться одновременно. На съёмках я даже дыхание задержал, но всё сложилось идеально».

Визуальный стиль «Манкимэна», одновременно фантастический и реалистичный, был создан Девом Пателем в тесном сотрудничестве со всеми отделами производства. «Это масштабный фильм со множеством сложных трюков и большим актёрским составом, причём режиссёр также является одним из актеров, — говорит супервайзер по графике Мюррей Поуп. — Для постановщика это колоссальная нагрузка, и команда во всём старалась облегчить ношу Дева. И нам это удалось, поэтому фильм у нас получился неординарный. Ещё на препродакшене Дев и оператор Шарон Мейр придумали для «Манкимэна» определённую цветовую гамму и качество изображения, так что все мы равнялись на заданную ими планку и достигли выдающегося результата».

Но площадке работали преимущественно специалисты из Индонезии, а помогали им коллеги из Канады, Новой Зеландии, Австралии, Таиланда, США и Малайзии. «Всеми отделами производства, от художников и строителей до операторов и каскадёров, руководили просто блестящие люди, — рассказывает Поуп. — Им нужно было учитывать не только жёсткий съёмочный график, но также необычные локации и амбициозное творческое видение режиссёра. Но все мы твёрдо верили, что снимаем прекрасный, ни на что не похожий фильм, который вызовет отклик у зрителей во многих странах мира».

Компьютерная графика использовалась и на съёмках воспоминаний Кида о разорении его деревни. Основной материал был быстро отснят на студии в Индонезии, а затем художники добавили в сцену виртуальные здания и статистов. «В фильме большое число кадров с применением графики, однако вы её почти не заметите, в том числе в эпизоде с горящей деревней. — говорит Поуп. — Мы работали в условиях ограниченных ресурсов и сжатого графика, но всё же вместе справились с задачей».

На монтаж картины удалось выделить больше времени, чем ожидалось, поэтому отдел компьютерной графики мог несколько раз возвращаться к уже сделанным сценам, чтобы корректировать их под меняющиеся задачи сюжета. «Это пришлось кстати, так как эффекты для нас создавали небольшие, находчивые и мотивированные компании из Австралии», — вспоминает Поуп.

Особым вызовом для кинематографистов стала финальная битва в «Королевском клубе», снятая как бы одним планом. Она потребовала небывалой координации и точности от всех участников процесса: каскадёров, операторов, монтажёров и художников по графике. «Некоторые из «невидимых» склеек были придуманы уже на монтаже, намного позже съёмок, — объясняет Поуп. — Специалистам по композитингу пришлось постараться, чтобы «сшить» кадры именно так, как задумал Дев, но результат получился захватывающим и оригинальным. Особенно я доволен работой, проделанной компаниями Stage 23 из Сиднея и Crafty Apes из Лос-Анджелеса».

Завораживающие костюмы «Манкимэна» были придуманы командой под руководством сестёр-близнецов Дивии и Нидхи Гамбхир («Отважный Сэм», «Индийская дрофа»), лауреаток множества профессиональных наград. Вместе они изобразили целый мир, от мрачных переулков Ятаны до сияющей пышности «Королевского клуба». «Представители высшего общества сочетают в своих образах богатство и элегантность, — вспоминают сёстры Гамбхир. — Все ткани и аксессуары подбирались таким образом, чтобы создать атмосферу соблазнительной роскоши. И наоборот, костюмы простолюдинов выглядят убедительно и узнаваемо, отражают их повседневную жизнь».

Что же до одеяний мистиков-хиджр, то они смотрятся одновременно эффектно и обманчиво-просто. «Мы хотели запечатлеть всю яркость и пестроту этой индийской касты. У хиджр очень самобытный, непринуждённо изящный стиль, — объясняют художницы. — Сохраняя верность их реальной культуре, мы также стремились представить её в новом интригующем свете. Взять героев, которые редко попадают в центр внимания, и показать их всему миру».

Одной из находок Гамбхир стало решение одеть хиджр в костюмы древнего племени Калбелия — заклинателей змей из пустыни Тар. «Это неожиданные и чарующие образы, которые отражают богатство индийской цивилизации, — говорят сёстры. — Мы переосмыслили традиционные одежды с уважением, но также творческой смелостью. Создание костюмов заняло у нас несколько месяцев кропотливой работы. Мастерство художников и их внимание к деталям наверняка поразят воображение зрителей».


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений