Маузер Теодороса Терзопулоса ∞ zeitnotinfo.ru

6 декабря на Новой сцене имени Вс. Мейерхольда будет представлена вторая редакция спектакля «Маузер» знаменитого греческого мастера Теодороса Терзопулоса.

Первая редакция этого спектакля вышла в марте 2020 года на Основной сцене Александринского театра. И впервые за его историю в силу противоковидных ограничений премьеру сыграли без зрителей в зале, но с показом спектакля на многомиллионную аудиторию в режиме реального времени на платформе Триколор.

В декабре 2023 года, с учетом изменившегося исторического времени во второй, авторской редакции Теодороса Терзопулоса «Маузер» перенесён из торжественного, парадного зала исторической сцены в строгое, интеллектуальное пространство Новой сцены имени Вс. Мейерхольда.

В спектакле заняты: народные артисты России Николай Мартон и Игорь Волков, заслуженная артистка России Елена Немзер, артисты Дмитрий Бутеев, Николай Белин, Максим Яковлев, Тимур Акшенцев, Владимир Маликов, Виталий Сазонов и другие.

Хайнер Мюллер (1929-1995) — немецкий драматург, режиссёр, поэт, эссеист, крупнейшая фигура немецкого театра после Бертольта Брехта, чья драматургия не имела должной сценической судьбы на российской сцене, большая часть творческого наследия Хайнера Мюллера так и не переведена, и не опубликована в нашей стране. Так, и постановка «Маузера» на сцене Александринского театра стала первой полной сценической версией пьесы Хайнера Мюллера в России.

Особую художественную ценность спектаклю «Маузер» сообщает важный факт творческой биографии Теодороса Терзопулоса. В 1970-х годах режиссёр пять лет стажировался в Берлинер ансамбль, где его наставником был сам Хайнер Мюллер. В 1990-х именно Терзопулос впервые открыл драматургию Хайнера Мюллера для российского зрителя, поставив спектакли по его пьесам «Квартет» (1993) и «Медея. Материал» (1996) при участии Аллы Демидовой.

«Маузер» был написан в 1970 году как третья часть экспериментального триптиха, первая пьеса из этого ряда — «Филоктет», вторая — «Гораций». Триптих опирается на теорию и практику дидактической драмы Брехта, но и полемизирует с ней. Предтечей «Маузера» стала «дидактическая песня», созданная Бертольтом Брехтом и композитором Хансом Эйслером «Высшая мера» (Die Massnahme, 1930).   «Маузер» описывает и представляет собой особый судебный процесс, где, подобно античной драме и, как и у Брехта, действуют Герои и Хор.

Во многих из своих 30-ти пьес Хайнер Мюллер обращается к сюжетам мировой литературы. «Маузер» — радикальная вариация на тему романа Михаила Шолохова «Тихий Дон», эпизод из Второй книги романа, описывающий службу Бунчука в Революционном трибунале Донского ревкома. В пьесе слышны также и мотивы «Конармии» Исаака Бабеля.

«Навеянная дидактической драмой “Высшая мера” Брехта и погруженная в эпоху гражданской войны в России между большевиками и защитниками царского режима, пьеса описывает и представляет своеобразный судебный процесс. “Маузер” раскрывает изначальную динамику насилия, которая может проявиться в ходе всякой революции, уводя ее, пусть временно, но кардинально, от изначальных целей и делая их достижение, даже в далеком будущем, крайне сомнительным. В рамках такой перспективы революция как социальный феномен приобретает, помимо своих политических черт, ещё и глубоко гуманистическую или, точнее, онтологическую сторону». Теодорос Терзопулос

В Александринском сцене «Маузер» составляет театральную дилогию со спектаклем «Мамаша Кураж и её дети», созданным Терзопулосом в 2017 году.


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений