29 мая Филиал Третьяковской галереи в Самаре представляет свою первую выставку в отреставрированном здании Фабрики-кухни – выдающемся памятнике конструктивизма. Это пространство бывшего утопического конвейера, место производства и потребления еды. Здание продиктовало тему выставки: еда возвращается в эти стены не как вещь, которую здесь производят, но как знаковый художественный образ, первооснова человеческого опыта и универсальная метафора в российском искусстве с XIX века по настоящее время. Выставка охватывает период с 1820-х годов до наших дней.
В экспозиции представлены хрестоматийные шедевры из постоянной экспозиции Третьяковской галереи, в числе которых «Завтрак аристократа» Павла Федотова, «Охотники на привале» и «Чаепитие в Мытищах» Василия Перова, «Земство обедает» Григория Мясоедова, «За завтраком» Зинаиды Серебряковой, «Утро» Татьяны Яблонской. Также в состав проекта вошли произведения мастеров русского искусства начала ХХ века: Наталии Гончаровой, Кузьмы Петрова-Водкина, Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Павла Кузнецова, Давида Штеренберга, Владимира Татлина. Обширно представлен на выставке и «второй русский авангард» – работы мастеров послевоенного неофициального искусства: Михаила Рогинского, Ильи Кабакови, Виталия Комара и Александра Меламида, Оскара Рабина, Виктора Пивоварова, а также творчество современных художников.
Михаил Савченко, директор филиала Третьяковской галереи в Самаре: «Мы покажем узнаваемые картины Третьяковской галереи, в том числе целый ряд шедевров. Эта выставка — результат работы большой увлеченной команды профессионалов. Особенно хочу подчеркнуть новую жизнь старых интерьеров. Помещения, которые использовались для приготовления и приема пищи, теперь станут залами, где потребляется пища духовная. Внимательным и деликатным отношением к историческому прошлому здания Фабрики кухни мы, безусловно, инвестируем в будущее, создавая новый современный музей и используя актуальные музейные приемы и технологии».
Константин Зацепин, куратор выставки: «Еда — первооснова существования. Жизнеутверждающая константа, вокруг которой выстроено множество сюжетов и культурных символов. За основу экспозиции мы взяли образ трапезы как цикла из первого, второго и третьего. Эта цепочка повторяет ритм человеческих состояний, от предвкушения до пресыщения. Каждому этапу соответствует определенный зал, где произведения разных эпох выстроены не хронологически, а как своего рода ассоциативные ансамбли. В начале – минимализм и аскеза, в финале – гипертрофия. Пройдя „путь тела“, зритель проходит „путь духа“».
Яндекс Еда, партнер выставки, представила совместный проект вместе с филиалом Третьяковской галереи в Самаре. В коллаборации с местными шефами Сергеем Корневым, Евгением Савченко, Александром Ляпоровым сервис придумал рецепты, вдохновленные картинами из коллекции Галереи. Рецепты представлены в приложении и в нескольких ресторанах города. Чтобы подчеркнуть связь с историей здания, Яндекс Еда оформила бренд-зону в виде фуд-конвейера. Здесь представлены рецепты по мотивам работ «Селедки» Давида Штеренберга, «Фрукты» Василия Серебрякова и «Перец и капуста» Аристарха Лентулова.
Собственную выставочную зону получили Шедеврум и Яндекс ТВ Станции. Специально для проекта нейросеть YandexART создала несколько произведений искусства, холстом для которых стали ТВ Станции Про с Алисой. Технология QLED и матовый дисплей сделали экран неотличимым от настоящих картин: изображения переданы именно так, как их задумал Шедеврум.
В рамках проекта подготовлен иллюстрированный каталог.