Нели и Роман Коржовы в Новой Третьяковке ∞ zeitnotinfo.ru

Государственная Третьяковская галерея наряду с монографическими выставками классиков отечественного искусства и тематическими проектами, посвященными различным периодам в истории российской культуры, демонстрирует творческие поиски и пластические открытия ведущих современных авторов. Новый выставочный проект который отрылся 9 февраля, знакомит зрителей с произведениями Нели и Романа Коржовых. В своем творчестве художники обращаются к экзистенциальным проблемам, представляя эмоциональное и духовное измерения человека через расширенное смотрение. Авторов объединяет рамка «кино» как метод отражающий, а значит, позволяющий взглянуть на реальность через призму классических образов и современных технологий.

Название выставки «Соавторы не заключают соглашений», отсылающее к одному из стихотворений Джона Эшбери, представляет многозначную метафору личного и творческого союза Нели и Романа Коржовых. Связанные семейными узами, Коржовы являются соавторами многих значимых для развития современного искусства масштабных проектов, среди которых одна из старейших в России международная Ширяевская биеннале. Кураторская деятельность сочетается в их жизни с личной творческой практикой. Каждый из пары Коржовых является самостоятельным художником. Особенности их пути в искусстве и раскрывает выставка в Третьковской галерее.

Живопись Нели Коржовой часто обращена к кинематографу, а значительная часть картин, представленных на выставке, своими образами или названиями отсылает к конкретным фильмам, среди которых «Красная пустыня» и «Забриски Пойнт» Микеланждело Антонинони, «Под покровом небес» Бернардо Бертолуччи, «Отпуск без конца» Джима Джармуша. Автор выбирает кино, которое соотносит с собственной жизнью, «где сюжет проживается личностно». Она не заимствует конкретные фрагменты, а трансформирует их, обращаясь «к переживаниям каждого, кто рискнул предпринять путешествие в неизведанное, в другое место своей судьбы». Последний цикл картин, не связанный с кинематографом, имеет рамки, восходящие к идее кинопленки, своего рода портал для «входа в другое пространство через черные шторки кино». Неля Коржова как будто создает собственное кино – «расширенный автопортрет в зеркале».

Если сама фактура живописи Нели Коржовой напоминает о динамической природе движущегося кадра, то видеоработы Романа Коржова сняты статичной камерой и представляют собой видеокартины, в которых движение проявляется минимально, в виде еле заметного глазу смещения персонажа или дуновения ветра. На выставке демонстрируются две серии видеоработ — «Фальшфасад / False facade» и «Стабилизация / Stabilization». Они представляют пластический образ фрагментов мира: ландшафтов и интерьеров, в которых иногда присутствует человек. Зритель помещен автором в состояние «ожидания события». По словам художника, «повторение видеофрагментов и фрагментов звука, не совпадающих во времени, дает ощущение нарастания и спада напряжения».

С живописью творчество Романа Коржова сближает не только статичность изображения, но и выстроенность композиции, компоновка элементов кажущегося случайным кадра, а также работа с цветом, который автор поднимает до предельного, буквально «нереального» уровня.

Отмечая особенность, которая раскрывается в этом совместном проекте «соавторов» Коржовых, куратор выставки Виктор Мизиано отмечает: «Выставленные рядом живописные полотна, восходящие к кинокадрам, и видеоработы, подобные станковым картинам, образуют своего рода „перекресток языков“. Отсюда в экспозиции выставочный зал становится и кинозалом: пространство затемняется, а полотна освещаются направленным светом».


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений