Николай Рерих в Новой Третьяковке ∞ zeitnotinfo.ru

9 октября состоялось открытие выставки Николая Рериха в Новой Третьяковке – самого ожидаемого проекта 2023 года Третьяковской галереи. Крупнейшая монографическая выставка, приуроченная к юбилею одного из наиболее известных русских художников конца XIX – первой половины ХХ века, раскрывает перед зрителями панораму его творчества. Особое внимание уделено опытам Н.К. Рериха в разных видах искусства, а также его путешествиям по России и Азии. Экспозиция рассказывает об особенностях мировоззрения художника и позволяет оценить его вклад в историю искусства.

В официальной части открытия выставки приняли участие:
 Любимова Ольга Борисовна, министр культуры Российской Федерации;
 Проничева Елена Владимировна, генеральный директор Государственной Третьяковской
галереи;
 Карпова Татьяна Львовна, заместитель генерального директора по научной работе
Государственной Третьяковской галереи;
 Господин Паван Капур, чрезвычайный и полномочный Посол Республики Индия;
 Кочнева Наталья Михайловна, начальник управления корпоративных социальных
проектов, старший вице-президент ПАО Банк ВТБ.
«За спиной три года работы уникальной команды сотрудников Третьяковской галереи – от
кураторов до реставраторов – которая трудилась вместе, и вместе с 17 музеями смогла
создать эту замечательную экспозицию. Только в таком межмузейном сотворчестве и
возможен подход к дате, дорогой для всех, кто любит творчество Николая Константиновича Рериха. Уверена, это проект в ближайшие месяцы соберет вокруг себя и профессиональное сообщество, и многих любителей русского искусства, на него будут приходить семьями, и непременно открывать что-то новое и близкое для себя»
, – сказала Ольга Любимова.
«Третьяковская галерея в преддверии юбилейного года Николая Рериха открывает масштабный выставочный проект, охватывающий все многоликое творчество художника. Данный проект – это большой научный и исследовательский труд наших специалистов, и я хочу сказать большое спасибо всей команде галереи за то, каким замечательным получился этот проект. Мы верим, что выставка Рериха займет достойное место в ряду блокбастеров Третьяковской галереи, которыми славится музей», – сообщила Елена Проничева.
«Николай Рерих – один из самых известных русских художников-философов. Его произведения
отличаются глубоким символизмом, нестандартными композициями и изяществом
исполнения. Выставка Рериха – одно из самых ожидаемых событий 2023 года в культурной
жизни. Ее поддержка – вклад ВТБ в развитие общества, ведь такие художники вдохновляют
новые поколения на творчество и самовыражение. Специально для выставки совместно с
оркестром musicAeterna мы подготовили новый выпуск проекта «Музыкальное изменение». В
него входят музыкальные подборки, тематические дискуссии экспертов и выступления оркестра в экспозициях, которые позволят глубже погрузиться в контекст выставки»,
– сказала Наталья Кочнева.

Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. Его жизненный путь начался в России, продолжился в Европе и Америке, а завершился в Индии. Он создал свыше 5 000 произведений, был автором множества статей и книг, возглавил две масштабные научные экспедиции, инициировал первое международное соглашение о защите культурных ценностей – Пакт Рериха, участвовал в археологических раскопках.

Выставочный проект Третьяковской галереи ставит перед собой задачу представить
Рериха не только как «мастера гор», но и как художника, стремившегося к творческой
реализации в области архитектуры и театра. Экспозицию составили как знаменитые
произведения автора —«Гонец. „Восста род на род“» (1897) и «Заморские гости» (1901, обе —
Государственная Третьяковская галерея), — так и малоизвестные работы. Впервые в Москве
будут показаны шедевр Рериха «Сокровище Ангелов» из Государственного комплекса «Дворец
конгрессов» в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией
Матери в Перми (1907) из Пермской государственной художественной галереи. В специальном
павильоне экспонируются восемь панно «Богатырского фриза» (1910, Государственный Русский
музей), исполненные мастером на сюжеты русских былин для дома промышленника Ф.Г.
Бажанова в Санкт-Петербурге. Специально к открытию выставки был завершен первый этап
реставрации самого крупного произведения из собрания Третьяковской галереи — задника к
легендарным «Половецким пляскам», представленным С.П. Дягилевым в 1909 году в Париже.

Экспозиция разделена на три части. Выставку открывает «Гонец. „Восста род на род“» —
первая картина художника, приобретенная П.М. Третьяковым. Первая часть знакомит зрителей с
русским периодом творчества Рериха. Пространство зала представляет собой крест, вписанный в
квадрат, а произведения сгруппированы по разделам. В разделах «Язычество» и «Начало Руси»
раскрывается творческий интерес Николая Рериха к древнему прошлому. Серия этюдов
древнерусских городов показана в разделе «Памятники русской старины», где также
экспонируются эскизы росписей и мозаик Рериха для церквей. В раздел «Святость» вошли
образы святых и подвижников, в том числе знаменитая картина «Пантелеймон-целитель» (1916,
Государственная Третьяковская галерея). А в разделе «Бой земной и небесный» представлены
произведения, особое внимание в которых сосредоточено на изображении неба.

В основу архитектурного решения второй части экспозиции положен круг — аллегория
колеса сансары. Одно из центральных мест здесь занимает серия «Майтрейя» (1925,
Нижегородский государственный художественный музей), написанная Рерихом во время
Центрально-Азиатской экспедиции. Разделы «Путь индийский», «Гималаи», «Криптограммы
Востока» представлены картинами странствий «Великая стена» (1935), «Твердыни Тибета»
(1931–1932, обе — Государственный музей искусства народов Востока), «Меч Гэссэр-хана»
(начало 1930-х), «Тень Учителя. Тибет» (1932, обе — Государственная Третьяковская галерея),
«Кришна» (1946, Государственный Русский музей) и серией гималайских этюдов.

Третья часть выставки посвящена работе Рериха в театре. Здесь представлены эскизы к
знаменитым постановкам «Князь Игорь», «Снегурочка», «Пер Гюнт» и «Весна священная». В этой
части выставки впервые в процессе реставрации будет показан публике задник к легендарному
балету на музыку А.П. Бородина «Половецкие пляски» — созданный по эскизам Рериха
«Половецкий стан». Для работы с масштабным полотном (10 х 23 метра) отдел реставрации
масляной живописи XVIII – начала XX века под руководством А.И. Голубейко сконструировал и
изготовил уникальную валовую конструкцию, позволяющую реставрировать это
крупноформатное произведение в вертикальном положении. Проведение первого этапа
реставрации было осуществлено при финансовой поддержке Банка ВТБ и БФ «Транссоюз».
Возвращение подобного раритета, свидетеля блистательных выступлений «Русских балетов» С.П.
Дягилева, а затем и «Русского балета колонеля де Базиля», наследовавшего традиции,
репертуар, исполнительский состав и декорационную базу дягилевских сезонов, станет
значимым культурным событием.

Вошедшие в состав проекта произведения из музейных собраний России и ближнего
зарубежья представляют наследие художника как целостное явление не только отечественной,
но и мировой культуры. Выставка раскрывает многогранный талант Рериха, все творчество
которого пронизано идеями миролюбия и веры в преображающую силу культуры.


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений