От Ореста Кипренского до Павла Федотова ∞ zeitnotinfo.ru

11 октября в Михайловском замке Русского музея открылась выставка «От Ореста Кипренского до Павла Федотова». Посетители могут познакомиться с лучшими образцами рисунка и акварели первой половины XIX века из собрания Русского музея, которые крайне редко демонстрируются в музейных экспозициях. На выставке представлены около 100 произведений, созданных Алексеем Егоровым, Орестом Кипренским, Александром Орловским, братьями Александром и Карлом Брюлловыми, Александром Ивановым, Павлом Федотовым и другими мастерами.

В первой половине ХIХ века графика занимала особое место в культуре страны. Как профессионалы, так и дилетанты, любящие и умеющие рисовать, обращались к этому виду изобразительного искусства.

Такие блистательные живописцы, как, например, Орест Кипренский и Карл Брюллов, были не менее виртуозными рисовальщиками, а их рисунки и акварели ценились современниками наряду с живописными произведениями. Некоторые художники добивались огромного признания и успеха, посвятив себя исключительно искусству графики, что было невозможным в предшествующем столетии. Рисунки и акварели были разнообразны по жанрам и темам, технике исполнения, благодаря чему они ярко отражают художественные поиски мастеров того времени.

1800 – 1810-е годы – время расцвета карандашного рисунка. Представленные в первых залах выставки рисунки Алексея Егорова, Андрея Иванова, Ореста Кипренского, Александра Витберга и Василия Шебуева от натурных штудий и беглых набросков до библейских и исторических композиций – образцы виртуозного мастерства, демонстрирующие умение художников в равной степени работать итальянским карандашом и сангиной, пером или бистром.

Раскрепощение личности, демократизм эпохи вызвали к жизни и многочисленные явления юмористической и сатирической графики. Подлинным королем шаржа в начале ХIХ века был Александр Орловский. Его карикатуры и шаржи на архитектора Джакомо Кваренги представлены в экспозиции («Дж. Кваренги в виде амура, стреляющего из лука», начало 1810-х). Кроме того, Орловский одинаково увлеченно работал и над портретами, пейзажами, бытовыми и батальными сценами («Голова лошади», 1807; «На окраине Петербурга», 1812; «Нищие крестьяне у кареты», 1815).

В начале XIX века высокой популярностью пользовались карандашные и акварельные портреты, они создавались по случаю и на память, для подарка и просто для себя. В этом жанре работали Орест Кипренский, Александр Орловский, братья Брюлловы, Петр Соколов, Яков Яненко, Карл Гампельн и другие. Среди портретов кисти Ореста Кипренского, которому посвящен один из залов выставки, особое место занимают изображения участников Отечественной войны 1812 года.

В 1820-х годах все большее признание стала завоевывать акварель. Богатство колористического решения, сопоставимое с живописью и быстрота исполнения, а, следовательно, и доступность сделали эту технику необычайно популярной.

К самым значительным явлениям в истории русской акварели относятся парадные и камерные портреты, жанровые композиции братьев Александра и Карла Брюлловых, а также их итальянские пейзажи (Александр Брюллов «Автопортрет», 1830; «Бивуак на кратере Везувия», 1824; Карл Брюллов «Портрет графини О.П. Ферзен (1808-1837) на ослике», 1835; «Итальянская семья (В ожидании ребенка)», 1831).

К «итальянскому жанру» обращался и Александр Иванов. Представленные в экспозиции акварели «Жених, покупающий кольцо для невесты» (1839), «Ave Maria» (1839), «Октябрьский праздник в Риме у Понте-Молле» (1842) входят в цикл работ, исполненных в годы пребывания в Италии.

Помимо графических образов Италии, на выставке представлены рисунки и акварели с видами Петербурга (Максим Воробьев «Петербург. Елагин остров», 1829; Василий Шебуев «Набережная Невы у сфинксов», 1834-1843) и навеянными путешествиями сюжетами (Карл Брюллов «Сладкие воды близ Константинополя», 1849).

Историю русского рисунка и акварели первой половины XIX столетия завершает творчество Павла Федотова, представленное в последнем зале выставки. Его графические произведения 1840-х – начала 1850-х годов особенно ярко показывают эволюцию мастера от жанровых назидательных сценок к философскому обобщению. Художник расширил привычный ранее круг персонажей, добавив в свои работы нотки сатиры и трагизма («Моська-спасительница», 1848-1850; эскизы и этюды к картине «Игроки»).

Экспонируемые на данной выставке яркие образцы русского рисунка первой половины XIX века позволят посетителям составить более полное представление о творческом пути и наследии многих известных художников того времени.

Выставка продлится до 12 февраля 2024 года.


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений