Павел Кузнецов в Русском музее ∞ zeitnotinfo.ru

12 октября в Корпусе Бенуа при поддержке Благотворительного фонда «ЛУКОЙЛ» открылась выставка «Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878-1968)». На масштабной экспозиции, приуроченной к 145-летию мастера, представлено около 80 произведений разных периодов его творчества из коллекции Русского музеяи частных собраний.

Творчество Кузнецова известно публике в основном знаменитымикартинами «степного» и «бухарского» циклов 1910-х. На нынешней экспозиции он раскрывается и как мастер, создавший немало произведений на темы нового колхозного и индустриального строительства в 1920-е – 1930-е. На выставке также представлены книги, альбомы, письма, фотографии и другие материалы, связанные с жизнью и творчеством Кузнецова.Именно в собрании Русского музея находятся вошедшие в золотой фонд отечественной живописи произведения Павла Кузнецова 1910-х годов – времени высшего расцвета его таланта – «Продавец птиц», «Стрижка овец», «Гадание».

В 1900-е Павел Кузнецов былвидным представителем символизма в русском искусстве,организатором главной символистской выставки «Голубая роза» (1907) в Москве – знакового события эпохи Серебряного века. Вконце 1900-х он отошел от прежних мотивов и стилистики. Судьбоносным стало для него обращение к Востоку. Из года в год мастер совершал поездки в заволжские («киргизские») степи (1909-1912), затем в древние центры Туркестана – Бухару и Самарканд (1912-1913). 1910-е стали временем высшего расцвета таланта Кузнецова.

В первом залевыставки можно увидеть работы «степного» цикла. «Дождь в степи» (1912) и «Степной пейзаж с юртами» (1911-1912)– панорамы степи с юртами и силуэтами людей вдали. На других картинах предстают степь и женщины за повседневными занятиями(«В степи», «Стрижка овец»,«У кошары», все–1912; «В степи (Лежащая в юрте)», 1912-1913; «Вечер в степи», 1915-1916). В степях Заволжья, в простых, «от века» повторяющихся событиях Кузнецов нашел мудрый смысл жизни, гармоничное слияние с природой, утраченные европейской цивилизацией.

В представленных в этом же зале«бухарских» картинах, связанных с городской культурой, значительную роль играет изображение архитектуры («Продавец птиц»,1912). Тишина и покой господствуют в картинах «Гарем» (1912) и «Восточный мотив» (1912-1913). Спокойное созерцание на берегу, неторопливая беседа под сенью чинары – таковы натурные сцены у бассейна(«Чайхана», «У водоема», «Водоем»(все – 1912). Картина «Гадание» (1912), вероятно, тоже связана с Бухарой, с таинственной романтикой ее городской культуры. В Бухаре у Кузнецова появился и интерес к натюрморту(«Натюрморт с подносом», 1916; «Натюрморт с хрусталем», около 1919).

Картины «степного» и «бухарского» циклов высоко оценивались критиками. Как можно увидеть на выставке, ими не исчерпывается творчество мастера в 1910-х. В 1912-мим создан портрет друга с юных лет, известного скульптора Александра Матвеева. В 1916–1917 годах Кузнецов исполнил для журнала «Аполлон» иллюстрации к поэме Николая Гумилева «Дитя Аллаха. Арабская сказка», созданные с учетом традиций восточной миниатюры.

Продолжают экспозицию произведения 1920-х. В 1923-м художник издал три альбома по мотивам путешествий 1910-х:два выпуска черно-белых литографий «Туркестан» и один цветных – «Горная Бухара». Гравюры содержат характерные мотивы «Востока» Кузнецова, но не повторяют композиции 1910-х («Узбечка», «Верблюды»)

С середины десятилетия Кузнецов работал в новых для него местах – в Крыму, на Северном Кавказе, в Грузии и Армении. Он писал горы и возделанные людьми холмистые пейзажи(«Крымский пейзаж», 1926; «Чайная плантация в Грузии», 1928). Характерны для этого периода сцены труда с крупно взятыми фигурами (серия «Табачниц», 1925-1926;«Жницы», 1927;«Сбор винограда», 1928). Появились ставшие классикой национальной живописиполотна– «Крестьянки» (1926), «Отдых пастухов» (1927). Как и ранее, мастер писалпортреты творческой интеллигенции: поэта Сергея Городецкого (1924), Александра Матвеева (1928).

В 1930-е мастермного работал, участвовал в выставках. На экспозиции можно увидеть оптимистичные и радостные работы, созданные в поездках по стране – изображения строек десятилетия(«Канал Волга–Москва», 1934). Кузнецовзапечатлел возведение зданий в столице Армении(«Строительство новой улицы в Ереване», «Строительство в Армении» (все – 1931). Там же появились холсты«Ковровщицы» (1931), изображающие творческий труд мастериц.

Значительное место в творчестве Кузнецова по-прежнему занимало изображение работы на земле(«Колхоз в Армении», 1936;«Колхозные стада», 1935-1936). Мастер писал сцены жатвы с просторами полей под ясным небом («Сбор хлеба на Кубани», 1938). Гармоничны и разнообразны натюрморты Кузнецова («Цветы и дыни», 1932; «Ромашки», конец 1930-х; «Натюрморт. Персики и яблоки», 1940).

В последнем зале экспозиции можно убедиться, что Кузнецовинтенсивно трудился и в 1940-е – 1950-е. Накануне войны создан лиричный холст«Бебутова в Кратове», изображающий жену художника за написанием натюрморта. Радость наступившей мирной жизни ощущается в «Натюрморте с цветами» (1945).В1950-е мастер сосредоточился на жанрах пейзажа и натюрморта(«Цветы и виноград», 1953), реже создавая портреты («Портрет О.Л. Книппер-Чеховой», 1952).

Выставка продлится до 29 января 2024 года.


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений