Петр Великий. Усы властелина ∞ zeitnotinfo.ru

Государственная Третьяковская галерея представляет камерную выставку,
посвященную 350-летию со дня рождения императора Петра I (1672–1725). Проект
предлагает зрителям остроумный и весьма нетривиальный взгляд на портретные
изображения Петра Великого, относящиеся к XVIII–XXI векам. Впервые делается акцент на
эволюции иконографии – форме усов знаменитого российского правителя. Запечатленная в
художественных и скульптурных работах, эта важная деталь внешности российского
императора менялась с возрастом, под влиянием моды, в зависимости от его здоровья и
настроения.

Петр I, вступивший на престол как последний царь всея Руси и покинувший его как
первый российский император, за 29 лет своего правления оказал значительное влияние на
ход истории не только России, но и Европы. Вместе с изменениями в экономической,
политической и культурной сферах происходила также эволюция и во внешнем облике
правителя, а именно – форме его усов. Практически никто из исследователей на протяжении
длительного времени не обращал внимания на эту деталь в изображениях Петра I, так как
казалось, что усы не являются константой и признаком идентификации — их можно как
отрастить, так и сбрить.

Однако сегодня их изображение на портретах правителя нередко помогает
специалистам в атрибуции произведений — установлении авторства и времени их создания.
Представленные на выставке изображения показывают эволюцию усов правителя по мере
его взросления, развития личности, изменения его статуса и роли в мире, а также в
зависимости от настроения и состояния здоровья, моды и круга общения.
Так, на портрете молодого Петра иконографического типа Г. Неллера — тонкие
«английские» «усы-шнурочки». Портретный тип И. Купецкого демонстрирует более пышные,
«императорские», а у Л. Каравака — элегантные, так называемые усы «карандаш», которые
Петр стал носить с 1717 года после посещения Парижа. Работа французских цирюльников так
понравилась российскому императору, что он оставался верен им до конца жизни.
Скончавшийся в неполных 52 года государь запечатлен на смертном одре с черными усами,
ведь Петр так и не дожил до седых усов.

Основу выставки составляют живописные и скульптурные работы из фондов
Государственной Третьяковской галереи. За всю свою собирательскую деятельность П.М.
Третьяков не купил ни одного портрета императора. Зато, преданный искусству
передвижников, он приобрел такие исторические произведения, как полотна Н.Н. Ге «Петр
допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871) и В.И. Сурикова «Утро
стрелецкой казни» (1881). Изображения Петра Великого появились в Третьяковской галерее
только в советское время благодаря опытной марксистской экспозиции 1930–1931 годов,
которую составили произведения из различных ленинградских и московских музеев.
«Лицом» выставки стало произведение неизвестного художника первой четверти XVIII
века, поступившее в собрание Третьяковской галереи в 1928 году. Этот «Портрет Петра I»
перед выставкой подвергся обычной профилактической подготовке, и в ходе работ на холсте
были обнаружены переписки в расположении фигуры и лица модели. Кто мог это осуществить,
еще предстоит узнать, однако в основе изображения лежит скрытый в настоящее время от
зрителя оригинал кисти И.Г. Таннауера (1680–1737) – саксонского живописца, работавшего в
Петербурге с 1711 года. Он стал первым придворным художником при русском дворе.
Также одним из ярких экспонатов выставки по праву считается мраморный бюст Петра I
работы Н.-Ф. Жилле (1709–1791). Французский мастер приехал из Парижа в Петербург в 1758
году и с 1764 года стал руководителем класса орнаментальной скульптуры Императорской
Академии художеств. В качестве образца скульптурного изображения российского императора
в мраморе Жилле использовал бронзовый бюст, отлитый в 1723 году великим итальянским
скульптором Б.К. Растрелли.

Цель выставки – привлечение внимания не только специалистов, но и широкого круга
зрителей к личности Петра I. Познавательная экспозиция войдет в экскурсионный цикл
«Семейный поход в Третьяковку». Специально к выставке подготовлена научно-популярная
книга, а также просветительский цикл лекций с привлечением специалистов (театральные
гримеры, современные мастера макияжа и т. д.).


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений