Портрет художника в Таруссе ∞ zeitnotinfo.ru

12 августа 2023 года в Тарусской картинной галерее откроется выставка «Портрет художника», где можно будет увидеть более 60 живописных и графических работ известных московских художников из коллекции невоплощенного в жизнь Музея «Портрет художника».

Инициатором и вдохновителем создания такого уникального Музея выступила, в свое время, известная советская художница Наталия Семёновна Богородская (1930-2020), принадлежащая к тому кругу художников, без которых невозможно представить культурную жизнь Москвы второй половины XX – начала XXI века. В 2012 году в Центральном Доме художника в Москве состоялась выставка «Дары в музей «Портрет Художника», которая должна была стать основой будущего музея «Портрет Художника». В дар Музею московские художники передали более 100 портретных произведений живописи, графики и скульптурной пластики. Музей «Портрет Художника» должен был стать не просто одной из коллекций, а художественным явлением, формирующим вкусовые пристрастия и новое видение портрета как самостоятельного жанра изобразительного искусства.

Основная тема выставки «Портрет художника» – образ художника, многоликий, отражающий мир во всех его проявлениях. Живописные и графические портреты, предлагающие широкое поле для дискуссии и размышлений о взаимоотношениях автора и портретируемого, созданы  московскими художниками в период 1951-2012 гг. Среди экспонентов выставки Алексей Кипарисов «Таня. Портрет Т.Кипарисовой» (1952 г.), Ростислав Галицкий «Портрет художника Соколовой И.В.» (1951 г.), Моисей Фейгин «Портрет художника А.Попович» (1969 г.),  Людмила Сапожникова-Дук «Портрет скульптора Михаила Салычева» (1985 г.), Андрей Коровин «Иван Шаховской» (начало 80-х гг.), Виктор Федотов «Памяти Струлева Е. А.» (1998 г.), Юрий Попков «Жизнь замечательных людей» (2001 г.), Илья Петров  «Диалог. Автопортрет с В. Попковым» (2006 г.), Ольга Рудакова «Автопортрет с отцом» (1976 г.) и многие другие.

Значительную часть выставки составляют автопортреты московских художников, представляющие множество творческих интерпретаций и художественных подходов. Это может быть самолюбование собой, как констатация принадлежности к особой творческой профессии: Наталия Богородская «Автопортрет» (1978 г.), Эмилия Меламуд «Автопортрет» (1970-е гг.), Анатолий Часовских «Художник и город» (2011 г.). Или же, наоборот, автопортрет может служить критической оценкой и быть взволнованной исповедью: Татьяна Абакумова «Автопортрет. Выплывает явно из былого» (1975-1980 гг.), Вячеслав Щербина-Сибирский. «Автопортрет летний» (2012 г.), Игорь Пчельников «Зеркало» (2012 г.). В автопортретах Генриетты Бодровой, Бориса Смотрова, Ольги Трушниковой ирония не снижает серьезность интонации художественного высказывания и демонстрируют общую драматургию творческого самоутверждения.

В автопортретах Юрия Копейко, Вячеслава Новичкова художник не стремится изобразить свое истинное лицо, а придает своему образу желаемые черты вымышленной роли. 

Иной раз, автор просто намеренно отказывается от пристального самонаблюдения, предлагая размышления об окружающем его мире, уделяя при этом большое внимание профессиональным задачам: цветовой композиции или пространственному построению на холсте. Именно в таком контексте можно рассматривать работы «Осень за окном» (2001 г.) Виктора Глухова, «Работа на воздухе» (1985 г) Ювеналия Коровина, «Автопортрет в мастерской» (2010 г.) Веры Ельницкой, «Вечерние наброски» (1981 г.) Ирины Лавровой.

Необъятные сами по себе темы «Художник рисует Художника» и «Автопортрет Художника» на данной выставке демонстрирует широкую шкалу изобразительной реализации – от серьезно-психологической до иронично-шутливой. Портреты удивляют, восхищают, забавляют, свидетельствуя о стремлении их создателей осмыслить реальность в постижении индивидуальности своих изображаемых героев.

Выставка работает по 9 сентября 2023 года.


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений