Преображенная природа в Когалыме ∞ zeitnotinfo.ru

8 сентября в Культурно-выставочном центре Русского музея в Когалыме при поддержке БФ «ЛУКОЙЛ» открылась выставка «Преображенная природа». Она посвящена впечатляющим и ярким природным явлениям в произведениях мастеров пейзажной живописи разных эпох и направлений. В экспозицию вошли около 40 работ мастеров XIX-XXI веков из собрания Русского музея, среди которых Алексей Саврасов, Федор Васильев, Иван Айвазовский, Архип Куинджи, Илья Репин и другие.      

В торжественной церемонии открытия значимой для города выставки приняли участие: Наталья Владимировна Комарова, губернатор ХМАО-Югры; Вагит Юсуфович Алекперов, учредитель Фонда региональных социальных программ «Наше будущее», меценат; Азат Ангамович Шамсуаров, первый вице-президент ПАО «ЛУКОЙЛ». Сергей Викторович Криводенченков, ведущий научный сотрудник Русского музея и доктор наук, провел для приглашенных лиц экскурсию по уникальным картинам известнейших русских художников.

Всех мастеров, работы которых представлены на выставке, объединяет искреннее желание передать красоту величественных сил природы.Впечатляюще смотрятся картины с изображением облаков, туч и молний – предвестников грозы (Иосиф Крачковский «Перед грозой», 1886). При этом художники-романтики выступали против приукрашенной природы, обращая внимание на разнообразные проявления стихии, наблюдаемые в реальной жизни. Правдоподобие изображаемых грозных сил природы нередко было связано с личными впечатлениями (Григорий Бобровский «Облака», 1910-е; Аркадий Рылов «Тучи над полем», 1930).

Интерес к исключительным и переходным состояниям природы подталкивал живописцев к поиску новых пейзажных мотивов в изображении радуги. Работы с этой тематикой проникнуты ощущением свежести и душевного обновления (Алексей Саврасов «Радуга», 1875; Андрей Полюшенко «Радуга», 1972).

Представлены на экспозиции пейзажи ясных и солнечных дней в разные времена года. Смелая динамичная манера смешения красок передает натуралистично яркие лучи солнца в произведении «Солнце над крышами (Закат солнца на Патриарших прудах)» (1928) Аристарха Лентулова. Буйство красок осени отображено в работе «Осенний пейзаж» (1930) Александра Русакова. Впечатление кристальной ясности летнего воздуха усиливается благодаря живописным фрагментам зеркальных отражений в воде в произведении Рудольфа Френца «Дудергоф. Этюд» (1922).

Всегда завораживали художников закаты и рассветы. Смело использует выразительную светотень и эмоциональную энергетику цветовой гаммы Юлий Клевер («Закат», 1884). Новые возможности использования декоративных свойств колорита в пейзаже открывали произведения Архипа Куинджи, такие как «Эффект заката» (1900-1910).

Преображенная природа в Когалыме

Таинственной и загадочной предстает на полотнах мастеров живописи лунная ночь. Полотна Ивана Айвазовского часто строились на выразительном контрасте «двух светов»: холодного, призрачного света луны, изменяющего знакомые реальные краски и формы, и теплого света ламп, льющегося из окон домов («Лунная ночь в Крыму», 1859). Не меньше загадок таит и городской пейзаж Льва Лагорио «Лунная ночь в Петербурге» (1880).

Представлены на экспозиции и произведения с изображением стихии воды. На выставке можно увидеть интересные вариации живописных полотен на эту тему: «Шторм на Волге» (1870-1891) Ильи Репина, «Буря у берегов Крыма» Руфина Судковского, «Над буйным прибоем» (1918) Аркадия Рылова и др.

На церемонии открытия выставки прозвучала композиция Фикрета Амирова «Элегия», исполненная Лидией Вацловной Корженевской, концертмейстером Культурно-досугового комплекса «АРТ-Праздник», на столетнем рояле Якоба Беккера. Выступление дополнила Арина Леонтьева, выпускница когалымской Школы искусств, сыграв мелодию на скрипке.

Выставка продлится до 19 марта 2023 года.


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений