Пространственные альтернативы Александра Юликова ∞ zeitnotinfo.ru

Государственная Третьяковская галерея открыла в Новой Третьяковке первую персональную выставку выдающегося российского художника Александра Юликова. В экспозиции представлено более 50 произведений художника, охватывающих значительный период его творчества 1970–2020-х годов.

В середине 1970-х годов Александра Юликова называли единственным русским минималистом. Приверженность художника к простым геометрическим формам, к созданию однородных композиций из повторяющихся знаков, к работе с закрашенными одним цветом квадратным плоскостям, к серийности сближает творчество Юликова с минимализмом – одним из самых интеллектуальных движений в мировом искусстве 1960-х, важным свойством которого стала «экономия художественных форм». Однако, в отличие от западных минималистов, Юликов никогда не порывал ни с традиционными атрибутам живописи: холстом, кистями и красками, которые до сих пор остаются главными инструментами художника, ни с самой картиной. Эта привязанность подчеркивает преемственность искусства Александра Юликова традициям русского авангарда, прежде всего супрематизму Казимира Малевича. Художник исследует взаимоотношения цветов, фактур, геометрических фигур, линий, знаков, позволяя формам существовать вне зависимости от границ, заданных плоскостью холста. Среди главных открытий Юликова – эксперименты с разломанными, разложенными на сегменты или принимающими нестандартные конфигурации холстами. В ряде серий работ Юликов использует простые приемы, напоминающие о методике оп-арта – оптического искусства, где за счет изменения дистанции между элементами создается иллюзия динамического сдвига форм, а реальное и видимое не совпадают. Важно, что оптическая метаморфоза конструкции каждой картины достигается художником при помощи таких нехитрых «инструментов», как спички, нити или накладываемые на холст рельефные фигуры.

Открытия Александра Юликова в 2020 году были отмечены премией Фонда Барнетта Ньюмана – одного из главных абстракционистов второй половины ХХ века. Решение жюри фонда о присуждении награды сопровождало письмо, подписанное другим выдающимся американским мастером, Фрэнком Стеллой, в котором говорится об индивидуальности и независимости русского художника.


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений