В Мраморном дворце Русского музея открылась выставка «Школа Филонова». На ней представлено около 120 произведений живописи и графики, созданных мастерами аналитического искусства – учениками и последователями корифея русского авангарда Павла Филонова – из собрания Русского музея, Государственного Музея истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, Галеев-Галереи (Москва).
Ряд произведений выставляется впервые или практически неизвестен широкому кругу любителей искусства.
Коллектив мастеров аналитического искусства (МАИ) сформировался в сентябре 1925-го. Его организации предшествовали летние занятия в Академии художеств, где один из лидеров русского авангарда Павел Филонов знакомил студентов со своей системой обучения. Ее основой должен был стать разработанный им метод аналитического искусства. Филонов не получил приглашения преподавать в Академии, но многие студенты захотели продолжить занятия и начали приходить к художнику в его комнату в доме на Карповке.
В истории отечественного искусства «школа Филонова», просуществовавшая до смерти мастера в 1941-м, была самой многочисленной творческой мастерской. Известно почти сто имен художников, либо постоянно работавших под руководством Филонова или получавших «установки» на нескольких уроках; знакомившихся с его методом в письмах, получавших разъяснения принципов аналитического искусства и рецензии на свои композиции.
Самыми крупными и важными событиями для школы Филонова были выставка МАИ в Доме печати (Шуваловском дворце) и оформление комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» на сцене театра Дома печати в 1927-м.
Из десяти сохранившихся полотен с выставки в Доме печати на экспозиции представлены четыре больших панно: «Сибирские партизаны» Юрия Хржановского, «Казнь революционера» Алевтины Мордвиновой, «Старый и новый быт» Софьи Закликовской (все – 1927, ГРМ) и «Рабочий, сидящий за столом» Эдуарда Тэнисмана (1927, ГМИ СПб).
В театре при Доме печати к 75-летию со дня смерти Н.В. Гоголя Игорем Терентьевым был поставлен «Ревизор». Оформление спектакля было доверено мастерам аналитического искусства Николаю Евграфову, Андрею Сашину, Артуру Ляндсбергу, Ревекке Левитон и Михаилу Цыбасову. Сам Филонов создал только макет афиши.
Терентьев задумывал «Ревизора» как фарс, поэтому костюмы, созданные мастерами аналитического искусства, – «говорящие костюмы» – вносили своеобразный дух карнавала, преувеличенно подчеркивая характеры действующих лиц, иногда доводя их трактовку до откровенной иронии над персонажем.
На экспозиции можно увидеть одиннадцать эскизов костюмов и композицию задника, созданные Сашиным. Эти работы из коллекции ГРМ все вместе прежде не показывались. Вошли в состав экспозиции и эскизы костюмов, созданные Ляндсбергом и Евграфовым, из собрания Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства.
Крупнейшим успехом группы Филонова стало оформление финского эпоса «Калевала» (1932). Это было первое иллюстрированное издание «Калевалы» на русском языке. Работа была предложена Филонову, но он в свою очередь предложил, чтобы иллюстрации сделали члены МАИ под его руководством. По словам искусствоведа Евгения Ковтуна, «”Калевала” как поэтический метод, как способ образного мышления оказалась родственна методу аналитического искусства с его алогизмом, сдвигом пространственно-временных связей, взаимопроникновением предметов, нарушающим привычные отношения».
Работа над иллюстрациями к «Калевале» была последней крупной совместной работой учеников Филонова. Усилилось политическое давление на «левые» течения в искусстве; в МАИ случился раскол, и с Филоновым осталось меньшинство, обрекавшее себя на вытеснение за пределы художественной жизни и экономические проблемы из-за отсутствия заказов.
На выставке можно увидеть произведения 1930-40-х, созданные членами МАИ. Впервые в составе школы Филонова экспонируются работы Георгия Новикова, Прасковьи Важновой, Ксении Ливчак, Михаила Макарова, приобретенные Русским музеем в последние десятилетия.
ГМИ СПб предоставил эскизы Татьяны Глебовой для оформления оперы Рихарда Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1931–1932), которые крайне редко появляются на выставках. Ранние «филоновские» живописные работы 1920-х Бориса Гурвича и Евгения Кибрика из собрания Галеев-галереи (Москва) также практически неизвестны зрителям.
Выставка продлится до 22 января 2024 года.