Суровый стиль в Тверском императорском дворце ∞ zeitnotinfo.ru

3 ноября в Тверском императорском дворце откроется выставка «”Суровый стиль”. Зарождение, расцвет, эволюция», организованная Международной конфедерацией коллекционеров, антикваров и арт-дилеров при поддержке Правительства Тверской области в рамках программы «Большое искусство – большой России». 38 живописных и графических работ из собрания коллекционеров и галерей-участников МККААД познакомят жителей Твери со значимым для советского искусства художественным направлением и позволят проследить его развитие с конца 1950-х до конца 1980-х годов.

«Суровый стиль», уникальное явление в художественной жизни страны, просуществовал всего несколько лет, с 1950-х до 1962 года. Он возник как противоположность сталинскому соцреализму с его изображением приукрашенной советской действительности. Героями произведений художников «сурового стиля» становились обычные люди, создатели новой жизни: строители, полярники, геологи, работающие в суровых условиях, их повседневная жизнь. Вторая основная тема – Октябрьская революция 1917 года, Гражданская и Великая Отечественная войны; картины повествуют об исторической народной драме, о цене победы, о тяжелом труде и судьбе простого человека.

Период быстрого становления и расцвета закончился кризисом 1962 года – разгромом юбилейной выставки «30 лет МОСХ» в Манеже. После этого художники «сурового стиля» пошли каждый своим путем, трансформируя образное мышление, стилистические и живописные находки в своем дальнейшем творчестве. Появилось живое и разноплановое искусство, которое в настоящее время принято называть искусством «шестидесятников».
Эволюция «сурового стиля» продолжалась еще два десятилетия, до 1980-х годов, оказав существенное влияние на дальнейшее развитие отечественной живописи вплоть до настоящего времени.

На выставке будут представлены художники, «дети Великой Отечественной войны», чье творчество ознаменовало существенный перелом в культурном сознании в период «оттепели». Все они тяготели к обобщённым формам, монументальной композиции, их произведения отличались плакатной выразительностью и лаконичными цветовыми решениями.

Это выдающийся пейзажист, один из предшественников «сурового стиля» Георгий Нисский (1903–1987), ведущие представители направления Михаил Никонов (1928–2010), Виктор Попков
(1932–1974), Павел Никонов (род. 1930) – его работа «Геологи» была среди экспонатов
выставки «30 лет МОСХ», раскритикованной Хрущевым. Будут показаны работы одного из основоположников «сурового стиля» в живописи Николая Андронова (1929–1998), его работу «Плотогоны» часто называют манифестом направления; три картины Евсея Моисеенко (1916–1988), художника непростой судьбы, побывавшего в фашистском концлагере и отличающегося острым и точным рисунком, любовью к темному колориту. Будут представлены также работы Андрея Васнецова (1924–2009), Гелия Коржева (1925–2012), Петра Оссовского (1925–2015), автора одной из ключевых работ «Три поколения» (1959), определивших развитие «сурового стиля», живописца и графика Игоря Обросова (1930-2010), пишущего на темы русской деревни и связи поколений, а также менее известных представителей «сурового стиля», работавших в 1960-1970-х годах.
Выставка работает по 11 февраля 2024 года.


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений