«Вишневый сад» на Большой сцене МХАТ им. М. Горького
Вишневый сад

25 декабря на Большой сцене МХАТ им. М. Горького прошла восьмая премьера сезона: реконструкция постановки «Вишневый сад» 1988 года. В декорациях великого театрального художника Владимира Серебровского перед зрителем предстал классический психологический русский театр.

«Вишневый сад» прожил на сцене МХАТ несколько жизней. Спектакль 1988 года в сценографии Владимира Серебровского, режиссер – Сергей Данченко, в главной роли – народная артистка СССР Татьяна Доронина. Режиссеры 2017 года – народные артисты РФ Михаил Кабанов и Валентин Клементьев, в главной роли – заслуженная артистка РФ Лидия Матасова. И вот теперь – новая жизнь: режиссер 2020 года – Валентин Клементьев, в главной роли – большая актриса, заслуженная артистка России Анна Большова.

Эдуард Бояков, художественный руководитель МХАТ им. М. Горького: Режиссер Валентин Клементьев хочет возвратиться туда, куда никто не возвращался ни в 40-х годах, ни дальше в 60-х – к настоящему Чехову. То были спектакли в расчете на цензуру. А Чехов Клементьева – это Чехов, которого не слышали в Советском Союзе, где при написании диссертации нельзя было обойтись без цитат из классиков марксизма-ленинизма. Клементьев делает спектакль «без цитат», и в этом отношении никто так не ставил Чехова. «Вишневый сад» – еще одна историческая реконструкция важного для нашего театра спектакля, с выдающимися декорациями Владимира Глебовича Серебровского. Последнего, как это ни странно звучит, театрального художника Серебряного века, жившего тогда, когда Серебряного века уже не было.

Перед премьерой со сцены к зрителям обратилась заместитель художественного руководителя МХАТ им. М. Горького Мария Кубланова: Приветствуем вас на восьмой премьере 123-го сезона. Важнейшую роль сегодня в репертуаре МХАТ занимает работа с наследием. В 2019 году мы представили реконструкцию спектакля Станиславского «Синяя птица» 1908 года, величайший спектакль, который на нашей сцене уже более ста лет. В прошлом сезоне мы также сделали реконструкцию спектакля Немировича-Данченко «Три сестры». И вот сегодня – «Вишневый сад», последняя пьеса Антона Чехова, которую он написал специально для Московского Художественного театра. Именно «Вишнёвый», не «ВИшневый», как хотели назвать ее с самого начала – как символ той романтики уходящего мира. Сегодня мы обращаемся к постановке 1988 года. На сцене вы увидите декорации великого художника, Владимира Серебровского, который проработал в МХАТ почти 28 лет и создал декорации к более 30 спектаклям. Но эта постановка не является реконструкцией в классическом понимании этого слова.

«Вишневый сад» 2020 имеет несколько особенностей. Во-первых, основа спектакля, его главная характеристика – гениальный театральный художник Владимир Серебровский, который создал теплые, аутентичные декорации Серебряного века. Во-вторых, в спектакле задействованы молодые артисты: режиссер решил скорректировать пьесу в соответствии с тем возрастом, который был у героев Чехова. Третья отличительная особенность новой постановки МХАТ – русский психологический театр, который существовал в эпоху появления Московского Художественного театра и который сегодня редко встречается на сцене. Назвать классической реконструкцией этот спектакль сложно по той причине, что реконструкция МХАТ получилась еще глубже – это попытка заглянуть в то время, в ту эпоху, 115 лет назад.

Режиссер Валентин Клементьев, долгие годы игравший в спектакле, который был поставлен в МХАТ им. М. Горького в 1988 году, считает, что Чехов сегодня более современен, чем тридцать лет назад. Как ни странно, какие-то вещи, которые не приходили в голову тогда, сегодня становятся ясными. Это самая сложная, самая непонятная, самая недоисследованная пьеса Чехова и самая сложно решаемая.

Валентин Клементьев, народный артист России, режиссер МХАТ им. М. Горького: За время, прошедшее со времени премьеры спектакля «Вишневый сад» в постановке Сергея Данченко, у нас изменилось отношение к понятиям «канона», «классики», и в этом смысле, просто копировать или воспроизводить эту постановку, конечно, было бы неправильно. Мы просто обязаны принципиально переосмыслить пьесу относительно нашего времени и тех изменений, которые мы претерпели за эти тридцать с лишним лет. Мы исследуем пьесу с современных позиций, отсюда и расстановка персонажей, и взаимоотношения между ними, естественно. Все концентрируется вокруг главной героини, поэтому мы всю работу начинаем сначала, проходим этот путь как новый, но у нас остаются великолепные декорации Владимира Серебровского, в которых мы ничего не меняем. Ни одного актера из спектакля 1988 года в нашей постановке нет, перед зрителем предстанет принципиально новая работа, но соответствующая той энергетике, которая была в том спектакле.