7 февраля 1846, 175 лет назад, родился Владимир Егорович Маковский – один из знаменитых художников династии Маковских. В фондах Русского музея хранится обширная коллекция работ представителей этой известной семьи.
К 175-летию со дня рождения живописца мы предлагаем вспомнить основные вехи творческого пути и личной жизни Владимира Маковского.
Он родился в творческой семье: отец Егор Иванович брал уроки актерского мастерства и портретной миниатюры, копировал картины во дворцах и играл на гитаре, а матушка, Любовь Корнелиевна, одаренная прекрасным сопрано, удачно дополняла таланты мужа. Дом супругов называли «московским Парнасом», на котором собирался цвет русской культуры. Пожалуй, главным подтверждением того, что в семье Маковских царила необыкновенно демократичная, широкая, свободная духовная атмосфера является факт рождения в ней двух антиподов – Константина и Владимира. Попав в самый центр полемики между академическим и реалистическим направлениями, захватившей русское искусство второй половины ХIХ столетия, оба они оказались, образно выражаясь, «по разные стороны баррикад». Константин был необыкновенно талантливой, артистичной, открытой, неугомонной и любвеобильной натурой. Эволюция его творчества от реализма ранних работ к салону вполне определялась его человеческим характером и представлениями о том, какой бы он хотел видеть свою жизнь. Владимир же был открыт лишь своему, узкому кругу единомышленников – с остальными он был сдержан и холоден. Исключения живописец делал лишь для некоторых учеников Московского училища, а затем и Императорской Академии. С годами в нем развилось нетерпимость и неприятие нового, что так отталкивало молодое поколение. Когда Михаил Нестеров писал о реформах Академии, что «в ней воцарилась шайка передвижников», он, прежде всего, имел ввиду Владимира Маковского, ставшего ее ректором.
По воспоминаниям близких, Владимир Егорович был чутким, образцовым семьянином, поэтому тема семьи так часто встречается в его работах. Кроме того, представитель известной художественной династии крайне педантично относился к служебным обязанностям и стремился к упорядоченному образу жизни, расписывая свой повседневный быт по часам.
Небольшие, привлекающие внимание полотна кисти художника наполнены правдивыми и интересными типами, проникнуты сочувствием к простому человеку и критикой общественных пороков. Достоевский в своем дневнике писал: «В этих маленьких картинках есть любовь к человеку».
Разнообразие тем, затронутых в творчестве Маковского, позволило говорить современникам о художнике как об авторе, создавшем в живописи энциклопедию русской действительности. В области бытовой живописи Маковскому нет равных – он непревзойденный мастер короткого, яркого рассказа. Через его полотна зрителю открываются целые новеллы, как, например, картина «Свидетели», в которой невероятно реалистично передана атмосфера суда, – такая, казалось бы, рядовая и ничем не примечательная история.
В 1879 Маковский создал картину «Осужденный», где с явным сочувствием изобразил молодого народовольца, выходившего из зала суда в сопровождении жандармов. Горе его бедных стариков родителей лишь подчеркивало драматизм произведения, которое, по словам В. В. Стасова, “глубоко и сильно копнуло современную жизнь”. С годами в психологических мизансценах все тоньше звучало «режиссерское» мастерство Владимира Егоровича.
Кроме жанровых сцен Маковский писал портреты своих родственников, петербургских чиновников. Члены императорской семьи заказали ему портрет вдовствующей императрицы Марии Федоровны, матери Николая II, которой на момент создания картины (1912 год) было уже 60 лет. По желанию царствующей династии, императрица должна была быть изображена молодой, поэтому Маковскому пришлось прибегнуть к небольшому ухищрению: писать портрет с фотографии Марии Федоровны 1883 года, а не с натуры. Эта картина находится в коллекции Русского музея и экспонируется в Михайловском замке.
Владимир Маковский скончался 21 февраля 1920 года в Петрограде. Он оставил после себя богатое творческое наследие. Наиболее известные и характерные работы мастера можно увидеть на постоянной экспозиции Русского музея: «Свидетели» (1963), «Осужденный» (1879), «В камере мирового судьи» (1880), Портрет императрицы Марии Федоровны (1912).