Военные парады в Строгановском дворце ∞ zeitnotinfo.ru

В Строгановском дворце открылась выставка «Военные парады. Фарфор, акварели», посвященная столетней традиции изготовления Императорским фарфоровым заводом кабинетных «военных» тарелок с изображениями мундиров Российской императорской армии.

В Русском музее впервые в едином комплексе представлены тарелки, украшенные живописью с изображениями офицеров и солдат разных родов войск в парадной и походной форме, и акварели, послужившие оригиналами для росписей тарелок. Экспозиция дополнена живописными изображениями столичных военных смотров и произведениями скульптуры из собрания Русского музея.

Выставка организована при поддержке ПАО «Северсталь», Благотворительного фонда «Доброта Севера», АО «Силовые машины».

В XIX столетии пристальный интерес императоров к обмундированию своей армии, начавшийся еще при Петре I, привел к широкой пропаганде отечественной военной формы. К тому времени фарфор с военными сюжетами распространился по Европе. Вазы, чаши и тарелки выпускали как отдельными образцами, так и целыми сервизами. В России традиция изготовления «военных» тарелок зародилась в 1810-е годы при Александре I и сохранилась вплоть до 1910-х, охватив ровно столетие. Особенное внимание военным сюжетам уделяли императоры Николай I, культивировавший эстетику военного дела, и продолживший дело отца Александр II.

Тарелки выпускались на Императорском фарфоровом заводе целыми сериями, объединенными общей идеей, темой и оформлением. Живописное изображение офицеров и солдат помещалось в зеркале тарелки, а борта оформлялись по-разному: растительным орнаментом; золотыми декоративными композициями из оружия и военной амуниции по цветному фону; узором из скомпонованных элементов классического орнамента, государственных гербов и перевитых венками оружий; борта тарелок были белыми, зелеными, красными и синими. По цвету и декору бортов тарелок серии так и называют: «красная», «бирюзовая», «лиловая» («сиреневая»), «золотая». На большинстве тарелок борт включал изображение российского государственного герба.

Выпуску серий «военных» тарелок, где особое внимание уделялось точности передачи малейших деталей формы, способствовало и то, что в 1810-е годы на Императорском фарфоровом заводе были введены некоторые новшества и технические усовершенствования – новые способы золочения и технологии обжига, что позволило использовать более широкую красочную палитру и дало толчок развитию живописи по фарфору.

В основном тарелки производились как декоративные и служили украшением интерьеров. Также на протяжении всего XIX столетия «военные» тарелки рассматривались как важный дипломатический подарок, а мастерство заводских живописцев – Василия Елашевского, Михаила Крюкова, Василия Мидина, Василия Столетова и других – сделало их еще и обязательными экспонатами разного масштаба выставок – от местных до международных и всемирных. В первую же очередь тарелки с военными фигурами предназначались самому императору и членам царствующей фамилии. В экспозицию вошли тарелки из «красной», «турецкой», «бирюзовой», «лиловой» («сиреневой»), трех «золотых» серий и редкая тарелка «синей» серии, исполненная на Императорском фарфоровом заводе в подарок Фридриху Вильгельму III.

На выставке перед зрителями разворачивается не только фарфоровый, но и графический и живописный «парад»: помимо тарелок, показаны рисунки и литографии, служившие источниками или непосредственно эскизами росписей, выполненные известными художниками «мундирного» жанра Львом Белоусовым, Карлом Пиратским, Петром Балашовым, Адольфом Шарлеманем и другими.

Центральную часть экспозиции составили две серии акварельных эскизов для «лиловой» («сиреневой») и второй «золотой» серий и расписанные по ним тарелки. В собрании Русского музея сохранились полные комплекты этих эскизов, состоящие из 120 акварелей каждый. Они входили в коллекцию императора Александра II. На заглавном листе комплекта к «лиловой» серии помещен эскиз декорировки борта.  Около 40 эскизов и 20 тарелок обеих серий представлены на выставке.

Акварели Пиратского и Балашова исполнены в лучших традициях «мундирной» графики – небольшие группы военных на эскизах скомпонованы так, чтобы наиболее полно и эффектно представить мундиры. Дополненные пейзажем, они даны как жанровые сценки. Шарлемань же ориентировался скорее на живописные полотна смотров и маневров. Войска на его эскизах торжественно стоят на параде, маршируют стройными шеренгами, летят в атаку.

Серии эскизов из собрания Русского музея – это не просто подготовительные материалы для росписи тарелок. Это блестящий акварельный «парад», исполненный мастерами военной графики, ставший памятником преобразованиям в российской императорской армии, осуществленным императором Александром II.

Дополняют выставку живописные изображения столичных военных смотров и скульптурные портреты императоров в военной униформе.

Выставка продлится до 19 февраля 2024 года.


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений