Женщины в русском искусстве ∞ zeitnotinfo.ru

 14 сентября в Государственном художественном музее Алтайского края (Барнаул) открылась выставка «Женщины в русском искусстве». На ней представлены 32 произведения живописи XVIII-XX веков из коллекции Государственного Русского музея. Среди них шедевры Алексея Венецианова, Ивана Крамского, Константина Маковского, Филиппа Малявина и многих других выдающихся мастеров отечественного искусства.
Выставка представляет взгляд художников разных эпох и школ на образ женщины, ее место и роль в российской культуре последних трех столетий. Женщина как источник вдохновения, женщина как центр внимания, женщина как лидер, женщина как мать и хранительница домашнего очага – все эти ипостаси запечатлены на парадных портретах и камерных приватных изображениях. Сдержанные по колориту произведения сменяются темпераментными и яркими, величаво-спокойные – эмоциональными и полными энергии.

«Женщина как творец» – по понятным причинам эту грань следует выделить особо, поскольку на выставке представлены и произведения женщин-художниц Марии Башкирцевой, Зинаиды Серебряковой, Натальи Гончаровой, Анны Остроумовой-Лебедевой.
«Выставочный проект Русского музея “Женщины в русском искусстве” за последние годы с огромным успехом демонстрировался в нескольких городах России: Владимире, Когалыме, Йошкар-Оле, Белгороде. Экспозиция позволяет зрителям увидеть женские образы глазами мастеров отечественного искусства разных столетий и стилей и через их произведения почувствовать, как с течением времени изменялась роль женщины в нашем обществе. Конечно, особое место на выставке отведено картинам женщин-художниц, которые в конце XIX – начале ХХ века творили наравне с мужчинами, внося свой бесценный вклад в историю русской живописи. Это и Мария Башкирцева, и Зинаида Серебрякова, и Наталия Гончарова», – отметила генеральный директор Государственного Русского музея Алла Манилова.
После смерти царя-реформатора Петра I в России началось «женское царство» – почти 70 лет женщины занимали трон. Парадные портреты представительниц августейшей фамилии показывают новое европейское лицо женщины в России, не стеснявшейся демонстрировать себя (Алексей Антропов «Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны», 1753).
Десятилетиями проводниками живописной моды при дворе были иностранные художники. Англичанин Джордж Доу не раз портретировал супругу императора Александра I («Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны в тюлевом чепце», конец 1825-1826). Однако Иван Крамской («Портрет императрицы Марии Федоровны», 1882) успешно конкурировал с иностранцами.
Свойственный наступающему XIX веку демократизм вызвал интерес к людям различных чинов и званий. Алексей Венецианов изображал новых героинь – крестьянок – но всегда чисто и даже нарядно одетых, с безмятежными лицами и нежными руками («Молочница (Крестьянка с подойником)», не позднее 1826).
Искусство второй половины XIX века ясно очерчивало круг женской жизни, ее главные этапы: детство и отрочество, обручение и замужество, рождение детей и утрату мужа, воспитание внуков, иногда – одинокую старость (Константин Маковский «Вдовушка», 1865; Николай Рачков «Накануне праздника», 1868).
Последняя треть XIX – начало XX века дали целую плеяду русских женщин – умных и независимых, с энтузиазмом осваивавших новые виды деятельности и менявших свою судьбу и судьбу России. Известность в художественных кругах приобрела Мария Башкирцева. Лучше всего независимый характер автора, озабоченность вопросами равноправия женщин нашли отражение в ее портретном творчестве.
В 1910-е появился целый ряд образованных и одаренных художниц. Изобретательной в поисках нового языка живописи была Наталия Гончарова («Натюрморт с портретом и белой скатертью», 1908-1909), жена и соратница авангардиста Михаила Ларионова. Ярчайшая представительница неоклассицизма Зинаида Серебрякова именно в 1910-е создала свои лучшие картины. Она питала интерес к жанру обнаженной натуры, дав образцы живописи, славящие гармонию человеческого тела («Баня», 1912). В работах Надежды Лермонтовой («Портрет Пабло Казальса», 1913) преломились черты неоклассицизма и поиски в духе примитивизма.
После Октября достижения русского женского движения были экспроприированы советской властью, наделившей новую женщину наряду с правами еще и тяжким грузом новых общественных обязанностей (Виктория Белаковская «Колхозница Наташа»; Лев Вольштейн «Председатель колхоза товарищ Олимпиева», обе – 1934).
Вмешательство власти в искусство пагубно сказалось на его развитии. Художницы разделили судьбу коллег-мужчин. Инакомыслие преследовалось, а не смирившиеся обрекали себя на положение андеграунда. Привлекательный образ умного, нервного человека-лирика («Боба Михайлов», 1939) создала ученица Павла Филонова – Алиса Порет.
Образ русской женщины оставался противоречивым и порой трудноуловимым и в произведениях 1970-80-х (Александр Ситников «Поэтесса», 1981).
Выставка продлится до 5 ноября

img_5028_novyj-razmer

Изображение 1 из 37


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений