2 марта Творческое сообщество МИРА и выставочная платформа “Ларец” открывают в Суздале выставку “Ленинградский ноль”, посвященную движению “Новых художников”. Название выставки отсылает нас к событиям 1982 года, когда ленинградские художники Тимур Новиков и Иван Сотников продемонстрировали на выставке в ДК им.Кирова фанерный щит с дырой, назвав работу “Ноль-обьект”.
Тему обнуления всего подхватила молодая богема и художники, создавшие целую “ноль-культуру”. «Ноль» – популярное в современной культуре понятие, связанное с нигилизмом XIX века и авангардизмом начала ХХ века. Из этого «ноля», буквально из ничего, и создается группа «Новые художники», а затем целое «новое движение», которое произвело культурный переворот в жизни страны и способствовало превращению советского образа жизни в «светский», в котором мы существуем до сих пор. Произведения “Новых художников” хранятся в коллекциях Русского музея, Третьяковской галереи и ведущих мировых музеев современного искусства.
На выставке представлены более 180 работ знаменитых художников-новаторов: создателя группы “Новые художники” Тимура Новикова, музыканта групп “Кино” и “Популярная механика” художника Георгия Гурьянова, художника, музыканта и актера Сергея Бугаева, художника, скульптура, акциониста Андрея Бартенева и многих других. В экспозицию включены работы различных медиумов: видео, графика, живопись, скульптура, музыка, объекты, книги и фотографии. Специально для гостей открытия выступят Валерий Алахов (коллектив “Новые Композиторы”) и Александр Петрелли (галерея “Пальто”). Каталог выставки издан в формате рейверской газеты. Выставка “Ленинградский ноль” будет работать со 2 марта по 21 апреля 2024 года.
Куратором выставки стал знаменитый российский искусствовед, участник движения “Новые художники” Андрей Хлобыстин.
Андрей Хлобыстин, куратор: “Наша выставка демонстрирует не столько само «новое движение», сколько его шлейф, подобный хвосту пролетевшей кометы. «Новые художники» и неоакадемисты были новаторами, создавшими небывалые виды и жанры творчества: самодельные книги, альтернативную моду, параллельное кино, фантастические музыкальные инструменты (в экспозиции представленные «первобытным синтезатором» – «утюгоном»), искусство новых технологий – видео-арт («Пиратское ТВ») и дигитальное искусство, и в целом новый образ жизни, не связанный с привычными временными и пространственными ограничениями. В ту эпоху искусство, сочетая свои традиционные и новейшие виды и жанры, потеряло субстанцию, и чтобы его демонстрировать мы обращаемся к принципам архивирования, намеченным историко-культурными музеями в 1920-1930-е годы, когда в экспозиции сочетаются художественные, антропологические объекты и документы, а музееведение возвращается к своему истоку – к кунсткамере, как собранию чудес и диковин”.
На выставке “Ленинградский ноль” представлены работы Анатолия Азанова, Сергея Борисова, Александра Боровского, Сергея Бугаева (Африка),Георгия Гурьянова, Дениса Егельского, Олега Котельникова,Тимура Новикова, Владимира Сорокина, Ивана Сотникова, Сергея Чернова, Сергея Шутова.