Оленьи рога от Гильермо дель Торо ∞ zeitnotinfo.ru
Оленьи рога от Гильермо дель Торо

16 декабря 2021 года в прокат в России выходит хоррор «Оленьи рога» (Antlers), созданный по мотивам произведения Ника Антоски «Тихий мальчик». Продюсером выступил Гильермо дель Торо, а в ролях засветились Кери Расселл, Джесси Племонс, Джереми Т. Томас, Грэм Грин, Скотт Хэйз, Рори Кокрейн, Эми Мэдиган.

В небольшом американском городе Антлерс учительница средней школы (Кери Расселл) пытается понять, что стоит за загадочным поведением ее ученика (Джереми Т. Томас). На помощь приходит ее брат-полицейский (Джесси Племонс). Расследование вынудит их столкнуться с древним злом из индейских легенд, существом, появившимся на этой земле задолго до них.

Знаменитый режиссер Скотт Купер, известный своим искусным погружением в человеческое существование, снял множество разножанровых фильмов, каждый из которых исследует культуру и историю. От изнанки зависимости в мире кантри-музыки в «Сумасшедшем сердце» и напряженной семейной драмы в триллере «Из пекла» до проницательного взгляда на путешествие коренных американцев после войны в вестерне «Недруги», Купер стремился переосмыслить наши ожидания от классических жанровых стандартов. Изучая в своем творчестве основные социальные проблемы, Купер всегда старается собрать команду профессионалов, чтобы создать на экране яркий видеоряд, сложное звуковое оформление, безупречное художественное оформление и динамичную игру актеров. С фильмом «Оленьи рога» Купер ухватился за возможность погрузиться в жанр классических ужасов и поработать с самим маэстро Гильермо дель Торо, человеком, который знает, как следует рассказывать истории о монстрах.

Увлечение Купера жанром ужасов стало следующим логическим шагом в его и без того не совсем традиционной карьере. «Фильмы ужасов всегда были одними из моих любимых. Обожаю «А теперь не смотри», «Изгоняющий дьявола», «Молчание ягнят» и, конечно, «Сияние», – говорит Купер. – Сняв мюзикл «Сумасшедшее сердце», триллер «Из пекла», гангстерскую драму «Черная месса» и вестерн «Недруги», было естественно перейти к жанру ужасов».

Но Куперу не был интересен страх ради страха. Он намеревался взяться за повествование, которое позволило бы ему использовать классический жанр ужасов в качестве средства для рассказа пугающей истории о погружении одной семьи во тьму, пропитавшую маленький городок на северо-западе. «Я подумал: как рассказать о том, что происходит сегодня в Америке, и каким-то образом показать это через жанр ужасов? Для меня лучшие фильмы этого жанра содержат элементы социального комментария, а также углубляются в страхи и слабости, которые преследуют многих из нас», – говорит режиссер. И добавляет, что решение поставить в центр своей истории измученную, но сильную героиню, которую сыграла разносторонняя актриса Кери Рассел, стало «очень удачным ходом для фильма».

И тут на удачу, летом 2017 года продюсерам Дэвиду С. Гойеру («Темный рыцарь») и Дж. Майлзу Дейлу («Форма воды») в руки попал сценарий по рассказу «Тихий мальчик» Ника Антоска (сериал «Притворство»), написанный самим Антоска и С. Генри Чейссоном.

Результатом стал эмоционально насыщенный фильм ужасов, в котором смешались предания коренных американцев с семейной драмой и, конечно, множеством жутких моментов. Купер стремился изобразить мифическое существо, воплощающее страхи и слабости маленького городка, погрязшего в социальных проблемах, с которыми сталкиваются очень многие города. Но мифология возникла не только из самой истории. В качестве консультанта Купер привлек известного режиссера Криса Эйра («Дымовые сигналы»), чтобы детально изучить, как местечковые мифы о монстрах влияют на культуру региона. «Мы с Крисом вместе работали над фильмом «Недруги», в котором рассказывалась история индейцев шайенны, апачи и команчи, и я знал, что его понимание и знания местной мифологии будут бесценны в работе над картиной «Оленьи рога», – говорит Купер.

«Все началось с «Тихого мальчика», – вспоминает Антоска. – Эта история была в некоторой степени вдохновлена опытом моей матери, работавшей учительницей начальной школы в маленьком городке, где я вырос». «Большую часть своего детства я провел в постиндустриальном городе на восточном побережье, в местечке, где исчезла основа местной экономики, – подхватывает Чейссон. – И одна из вещей, которая привлекла меня в рассказе Ника, заключалась в том, что он очень хорошо передает царящую в таких местах атмосферу заброшенности и опустошенности и создает подходящую специфическую обстановку для всевозможных кошмаров».

«Мы взяли проект в Searchlight и были удивлены, узнав, что Скотт заинтересовался, потому что он обычно сам пишет сценарии, – говорит Дж. Майлз Дейл, ранее работавший со студией над фильмом «Форма воды». – Но ему действительно очень понравился сценарий, и он захотел помочь превратить его из жанрового фильма в красивую, сложную, захватывающую аллегорию об отношениях между человеком и природой».

Энтузиазм Купера в отношении «Оленьих рогов» еще больше возрос, когда мастер ужасов и хоррора Гильермо Дель Торо («Хеллбой», «Лабиринт Фавна», лауреат премии «Оскар» за фильм «Форма воды») присоединился к проекту в качестве продюсера. Купер признается, что участие Дель Торо сразу же придало обнадеживающее ощущение художественной цели. «Одна из причин, по которой я решил снять фильм, это Гильермо и его удивительное умение создавать различных существ, – говорит Купер. – Без его помощи я не смог бы сам создать что-то такое, что кажется реальным и как будто является плотью от плоти самой земли».

И это профессиональное восхищение было взаимным: Дель Торо давно наблюдает за работой Купера, и особенный восторг у него вызвал фильм 2013 года «Из пекла» с Кристианом Бейлом и Вуди Харрельсоном в главных ролях. «Мне кажется, Скотт снял действительно отличный триллер, – говорит Дель Торо. – Он реально пугает. В этом фильме Вуди показал себя одним из величайших монстров всех времен. Что я также увидел в картине, так это то, как Скотту удается прекрасно справляться с напряжением, демонстрировать мягкую, эмоциональную сторону людей, но в то же время очень жестокую».

Разносторонняя проницательность Купера как рассказчика в столь разных жанрах дала Дель Торо уверенность в том, что они смогут найти общее видение «Оленьих рогов». «Для меня это фильм о ярости, ненависти и о том, что происходит, когда мы уничтожаем окружающую среду, – говорит Дель Торо. – Независимо от того, где берет начало этот гнев – в семье, в близком окружении, в стране – все это является призывом для этого существа: гнев – это то, что его вызывает. Да, «Оленьи рога» – это фильм ужасов, но это также действительно мрачная, острая и эмоциональная социальная драма, подкрепленная удивительной и чрезвычайно самоотверженной актерской игрой».

Монстр Вендиго: Легенды, которые вдохновили «Оленьи рога»

Но Дель Торо и Куперу было важно не просто создать убедительное, уникальное чудовище, но и максимально точно и с предельным уважением передать то существо из местных легенд. Также как и мифическое существо Сасквоч (он же Бигфут, или Снежный человек), обитающее в лесах Северо-Тихоокеанского региона Северной Америки, Вендиго занимает прочное место в местных сказаниях и в фантазиях поклонников фольклора. Поэтому во время работы над фильмом съемочная группа плотно работала с консультантом по коренным народам Грейс Л. Диллон, чтобы постичь все аспекты фольклора и культуры коренных американцев.

Вендиго (другие варианты написания «Виндиго» и «Ветико») известен как мифологическое оленеподобное существо, злой дух в мифологии индейских племен алгонкинов, проживающих в северных лесах Новой Шотландии, на Восточном побережье Канады и в районе Великих озёр Канады. Вендиго широко воспринимается как дух-людоед, символ зимы, холода и голода, и присутствует в традиционной системе верований многих алгонкиноязычных народов, включая оджибве, солто, кри, наскапи и инну. И для того, чтобы воплотить в жизнь монстра, вдохновленного Вендиго, создатели фильма также прибегали к консультациям членов группы культурно-родственных коренных народов Канады и США Анишинаабе и советникам по делам коренных американцев.

«В 1990-х годах появилась версия, что Вендиго, возможно, был вдохновлен контактами коренных народов с европейскими нациями, – говорит Диллон, которая является профессором Программы изучения коренных народов в Портлендском государственном университете, штат Орегон. – В моей общине – у меня есть родственники как в Нации Гарден-Ривер в Онтарио, Канада, так и в индейской общине Бэй-Миллс на верхнем полуострове Мичигана – мы говорили о многих аспектах Вендиго. Он может проявляться по-разному, но в первую очередь он всегда дух».

Диллон добавляет, что более древний термин, используемый народом Анишинаабе для обозначения Вендиго, буквально означает «жадность». «Мы живем все вместе одним поселением и постоянно делимся друг с другом, поэтому жадность в любом проявлении воспринимается как нечто ужасное, – поясняет Диллон. – Но и тут есть свои вариации. Вендиго также может быть свирепым ветром, который дует с озера Верхнее и наносит ущерб «общему котлу» нашей общины, как мы его называем. Вендиго может проникать в любой разум, проявляясь в виде животного или человека».

«Легенда о Вендиго казалась такой естественной для этих мест, потому что это монстр, который отражает наших собственных демонов и питается нашим худшими поступками. Это дух уединенных мест. В таком городе как Сиспус-Фоллс, Вендиго становится олицетворением проблем, с которыми люди предпочли бы не сталкиваться, – говорит автор сценария С. Генри Чейссон. – И что еще ужаснее, Вендиго, согласно легендам, когда-то сам был человеком, который однажды стал плохим. То есть он буквально происходит от людей».

Режиссер Крис Эйр («Дымовые сигналы», «Меняющий очертания»), также выступавший консультантом по культуре коренных народов, говорит, что Вендиго – пронзительная метафора непростых отношений людей и земли, на которой они живут. «Вендиго сообщает, что вы вторглись на территорию, на которую вам запрещено вторгаться, но Вендиго все исправит, – говорит Эйр. – Главное послание состоит в том, что Земля существует уже миллионы лет. Но мы никогда не сможем уничтожить Землю – она уничтожит нас. Мы не нужны ей».

Канадский актер из числа коренных народов Грэм Грин («Ветреная река»), который в «Оленьих рогах» исполнил роль Уоррена Стокса, сварливого экс- шерифа городка, еще более прямолинеен в своем определении чудовищного существа: «Вендиго – это боль и страдание, которые живут во всех нас и которые, в конце концов, выходят наружу, – говорит Грин. – Он живет повсюду, от него нельзя спрятаться».

(From L-R): Jesse Plemons, Jeremy T. Thomas and Keri Russell in the film ANTLERS. Photo by Kimberley French. © 2021 20th Century Studios All Rights Reserved

Легенды, звезды и звездочки кино: Знакомство с актерским составом «Оленьих Рогов»

Насколько важно было Куперу и Дель Торо правдоподобно воплотить на экране многовековой ужас, настолько же важно было найти актеров, которые, как Грэм Грин, обладали бы сочетанием убедительности, восприимчивости и уважительного отношения к материалу.

При поиске актеров на главные роли они сразу остановили свой выбор на обладательнице «Золотого глобуса» Кери Рассел и номинанте на премию «Эмми» Джесси Племонсе. Изображая на экране сестру и брата, сражающихся с демонами (как в прямом, так и в переносном смысле), они буквально излучают близость и приземленность, что довольно редко встречается в жанре ужасов.

«Я большая поклонница фильма Скотта Купера «Сумасшедшее сердце», – говорит Рассел, сыгравшая главную роль в шпионском сериале «Американцы» (2013-2018). – Мне также понравилось то, что и для меня и для Скотта жанр ужасов пока еще нечто новое и неизведанное. А узнав, что к проекту привлечен Гильермо Дель Торо, я окончательно решила, что было бы очень любопытно окунуться в этот мир».

В «Оленьих рогах» героиня Кери Рассел, учительница Джулия, спустя 15 лет возвращается в маленький, находящийся в экономическом кризисе городок на северо-западе, в котором она выросла, прежде всего для того, чтобы наладить отношения с братом. «Их связывают темные тайны прошлого, – поясняет Рассел, намекая на жестокое обращение, которому Джулия и ее брат Пол подвергались в детстве. –  И, возможно, чтобы немного отвлечься от всего этого, она сначала просто проявляет интерес, а потом становится буквально одержима проблемами своего ученика Лукаса Уивера».

«В Америке много маленьких городов, которые пострадали от кризисов, подобных этому. И для меня монстр в фильме – это аналогия семей, разрушенных наркотиками, алкоголизмом или безработицей. Я часто думала обо всем этом, играя эту роль, – продолжает Рассел. – В Лукасе Уивере, которого играет совершенно удивительный мальчик Джереми Т. Томас, Джулия видит себя. У них обоих есть младшие братья и сестры, у обоих сложные отношения с отцом, и их матери умерли, когда они были маленькими. Она общается с этим ребенком как с родственной душой, понимая все, что ему пришлось преодолеть».

За последнее десятилетие Джесси Племонс стал одним из самых востребованных молодых актеров Голливуда, снявшись в номинированных на премию «Оскар» фильмах «Ирландец» и «Власть», сериалах «Огни ночной пятницы», «Во все тяжкие» и «Фарго», а также в картинах Скотта Купера «Недруги» и «Черная месса».

Племонс разделял энтузиазм Кери Рассел, хотя немного и удивился тому, что Купер встал у руля «Оленьих рогов». «Я не ожидал, что Скотт решит снимать такой фильм. Это показалось мне очень интересным, – признается Племонс, добавляя, что в картине его также весьма привлек подтекст эмоциональной травмы. – Мне кажется, что фильм «Оленьи рога» затрагивает намного более серьёзные проблемы, чем все мои предыдущие проекты. Кроме того, как и героиня Кери, мои мама и сестра – учителя. И в этом фильме поднимается в том числе тема того, насколько бывает тяжело за что-то бороться и что-то изменить, когда нет ни возможностей, ни средств».

Режиссер Скотт Купер говорит, что одним из многих захватывающих моментов в создании «Оленьих рогов» была возможность показать невероятную актерскую игру, которую демонстрируют Племонс и Рассел, с легкостью воплощая на экране образы травмированных, но все-таки нежно любящих друг друга брата и сестру, Пола и Джулию. «Вы легко можете представить Кери или Джесси, идущих по улицам любого маленького городка в Америке, – говорит режиссер. – Они оба открытые и понятные – идеальные актеры для этих ролей. Кери – просто потрясающая. Она мало чем отличается от других сильных героинь, таких как Кларисса Старлинг из «Молчания ягнят» или Рипли из «Чужого». Это все решительные женщины, которые проявляют мужество и стойкость перед лицом большой опасности».

Для актера Скотта Хэйза, сыгравшего Фрэнка Уивера – измученного отца, превращающегося из человека в зверя, создатели фильма предложили нарративную структуру, в рамках которой можно было бы поднять и обсудить назревшие общественно-культурные вопросы.

«Мы застаем Фрэнка в ситуации, в которой многие оказываются в современном обществе: это люди, попавшие в мир наркотиков, – говорит Хэйз, который набирался актерского опыта в независимых фильмах, таких как «Когда я умирала» и «Дитя божье», прежде чем решиться на жанровое кино, снявшись в ставшей хитом картине Рубена Фляйшера «Веном». – Независимо от того, употребляют они наркотики или продают, такие люди, как Фрэнк, просто пытаются выжить. При этом он отец-одиночка, воспитывающий двух мальчиков. И эти сюжетные коллизии действительно были важны для меня, я хотел понять, как два этих фактора уживаются в одном человеке».

Фильм «Оленьи рога» также знакомит зрителей с двумя молодыми, но крайне талантливыми актерами Джереми Т. Томасом и Сойером Джонсом, сыгравшими родных братьев Лукаса и Эйдена Уивер.

Молодому исполнителю одной из главных ролей в картине Джереми Т. Томасу выдалась непростая работа. «В начале истории я занимаюсь поиском еды, чтобы накормить своего младшего брата и отца, – говорит Томас, которому во время съемок было всего 11 лет. – Мой персонаж Лукас в основном держится особняком и подвергается буллингу со стороны персонажа по имени Клинт. Итак, фильм начинается с того, что надо мной издеваются, причиняя боль, как моральную, так и физическую».

После того, как Клинт внезапно умирает страшной смертью, Лукас, по словам Джереми Т. Томаса, из запуганного мальчишки превращается в более эмоционального. «В одной сцене я бегу домой, и по моему лицу текут слезы, – рассказывает Джереми. – Я думаю, что буллинг и отсутствие матери – вещи, действительно имеющие место в нашей реальности – сильно повлияли на то, как Лукас смотрит на мир и относится к нему. Но затем он как бы обретает мать, которая может о нем позаботиться. Он надеется, что ему больше не придется убивать животных и есть их: она будет кормить его бутербродами и всякой всячиной».

Сойер Джонс играет младшего брата Лукаса Эйдена. Он говорит, что сталкивался с теми же трудностями, что и Джереми Т. Томас. «Поначалу мой персонаж – нормальный, вроде как счастливый ребенок. Но позже он становится все печальнее и печальнее и превращается в монстра», – говорит Сойер, которому особенно понравилось физическое превращение Эйдена из мальчика в зверя.

«Для той части, когда я превращаюсь в монстра, мне делали такой классный грим, что я выглядел действительно страшно, – говорит он. – Мне очень нравятся фильмы ужасов. Но я еще недостаточно взрослый, чтобы смотреть их. Мне нравятся «Ужастики»; это не слишком страшно, и подходит для моего возраста».

По мнению Племонса, поднимаемые в этом фильме сложные темы, касающиеся детей и семьи, делают его особенным произведением искусства. «Я надеюсь, что фильм подвигнет на разговоры о том, с чем приходится сталкиваться сейчас многим из нас, о том, что мы творим, – говорит он. – У меня самого маленький ребенок, и, мне кажется, нам давно уже пора начать учиться на собственных ошибках. Я надеюсь, что фильм вдохновит зрителей более глубоко задуматься над этими вопросами».

Вдохнуть жизнь в «Оленьи рога»: Художники, дизайнеры и создатели фильма в поисках тональности

Работа над созданием мира, который показал бы все страхи и кошмары «Оленьих рогов», стала редким и уникальным процессом, поскольку почти все постановщики и главы цехов, пришедшие на проект, прославились в фильмах, далеких от традиционного жанра ужасов.

«Меня очень тронула эстетика Скотта, – говорит художник-постановщик Тим Граймс, ранее сотрудничавший с такими режиссерами-визионерами, как Даррен Аронофски («Рестлер»), Гас Ван Сант («Последние дни») и Линн Рэмси («Тебя никогда здесь не было»). – Мы с ним работали на одной волне, потому что оба хотели, чтобы декорации и локации выглядели реально и узнаваемо, и на их фоне появление мифического Вендиго смотрелось бы еще более впечатляюще».

Оператор-постановщик «Оленьих рогов» Флориан Хоффмайстер («Глубокое синее море», «Опасные секреты») говорит, что перед ним стояла задача воплотить вышеупомянутый дух с помощью особого стиля съемки.

«Скотт хотел чего-то, что сочетало бы искренние человеческие составляющие с ужасом и мистикой, – говорит Хоффмайсте, немец по происхождению, чьи многочисленные заслуги, как на телевидении, так и в кино принесли ему признание критиков и коллег, в том числе номинацию Американского общества операторов за его работу над сериалом «Террор». – Мы должны были оставаться верными жанру и создавать напряженность, например, с помощью освещения. Но при этом нам нужно было не перестараться с этой напряженностью, иначе могло бы получиться что-то чрезмерно готическое, а это не соответствовало бы эмоциональной части истории. Таким образом, мы достигли компромисса между правдивостью и саспенсом с помощью фокусировки (линзы напрямую влияют на воспринимаемое расстояние камеры до объекта) и смогли добиться тональности, необходимой для жанра ужасов».

Создание существа

Для создания фирменного монстра для «Оленьих рогов», Дель Торо обратился к своему постоянному коллеге, художнику Гаю Дэвису, с которым он вместе работал над фильмами «Форма воды», «Тихоокеанский рубеж», «Багровый пик» и сериалом «Штамм».

«Я очень тесно сотрудничал с Гаем и Скоттом Купером над дизайном Вендиго, – говорит Дель Торо. – Какой образ приходит в голову при упоминании «короля леса»? Нечто с рогами. С рогами как у оленя, напоминающими корону. И я подумал: если мы собираемся использовать оленя и его рога, нам нужно создавать существо вокруг этих рогов, а из них сделать корону. Гай также пытался найти некоторую асимметрию в дизайне, поэтому я предложил стереть глаза, чтобы изобразить нечеловеческую, слепую ярость».

«Если убрать глаза с лица, оно теряет фокус. Если обнажить зубы, то кажется, что он голоден! Голова нашего монстра представляет собой практически голый череп, и мы потратили кучу времени на то, чтобы сначала отрисовать, а потом скульптурировать его так, чтобы поверхность его тела улавливала большую часть света, – продолжает Дель Торо. – Затем Гай предложил сделать ему на шее «пушок» из маленьких шипов. Потребовалось некоторое время, чтобы все эти шипы и рога вылепить. Супервайзер визуальных эффектов Шейн Махан и Legacy Effects проделали фантастическую работу, реализовав все это».

«Главной задачей для нас в Legacy было создать физическое воплощение Вендиго, – говорит Махан. – После того, как мы получили концепт-арты, когда узнали, что у существа не будет глаз, а его внешность будет представлять собой костяное лицо, все встало на свои места. Мы потратили пару месяцев на доработку дизайна с художниками Legacy и тесно сотрудничали с Гильермо и Скоттом».

Вдыхая жизнь в Вендиго

«Если ты худой, но в твоих мышцах еще есть тонус, и ты не страдаешь клаустрофобией, то тоже можешь подойти для работы с чудовищем», – смеется Дориан Кинги, у которого, вероятно, была самая физически изнурительная задача – исполнителя роли «костюма Вендиго», как в качестве актера, так и для анимирования монстра.

«Скотт обозначил мне четкие рамки: он хотел, чтобы этот персонаж двигался медленно, уверенно и пугающе, – говорит Кинги, каскадер с большим стажем, участвовавший в таких проектах как «Веном» и «Первому игроку приготовиться». – Затем, когда он стукнет, я должен идти быстрее! Я даже брал отснятый материал домой и по ночам изучал его, чтобы лучше понять, как я выгляжу на экране. Типа, «ага, вот так моя рука выглядит смешно, но вот так она выглядит круто, значит тут нужно немного скорректировать». В общем, приходилось быть очень внимательным к своим движениям, а не просто махать руками туда-сюда».

«Если бы вы увидели существо в его реальной «сырой» форме, то увидели бы руки Дориана, которые управляют палками, которые, в свою очередь, управляют руками существа. Мы называли это «стиль Бунраку» – стиль кукольного японского театра», – поясняет Шейн Махан.

«Моя голова находилась в области середины грудной клетки костюма, где были небольшие отверстия, сквозь которые я мог видеть, – продолжает Кинги. – Сам костюм был привязан к моей груди и талии, а огромные руки монстра, приделанные к моим рукам, торчали по бокам: я управлял ими из-под костюма. Его ноги также были приделаны к моим: сверху привязаны к бедрам, а внизу пристегнуты к специальным ботинкам. Головой чудовища управляли Шейн Махан и Ричард Хоген: Шейн двигал челюстью, губами и языком, а Ричард поворачивал голову из стороны в сторону. Все это было похоже на танец, который мы танцевали все вместе».

«В конечном итоге этот монстр стал идеальным сочетанием цифровых технологий, аниматроники и костюмного исполнения, – добавляет Гильермо Дель Торо. – В некоторых кадрах фильма части тела Вендиго полностью нарисованы, в других – принадлежат Кинги. Это то, что я делал еще со времен «Блэйда» и «Мутантов»: когда вы сочетаете живую куклу с цифровым исполнением, аудитория не может определить, какая техника использовалась, и потому мозг допускает, что это может быть реальным».

Костюмы

Было бы легко предположить, что естественная обстановка небольшого прибрежного городка в штате Орегон, облегчит задачу художника по костюмам в подборе одежды героям. Но, как и любой другой составляющей фильма, костюмам также необходимо было уделить пристальное внимание, чтобы каждый стежок каждого наряда воспринимался так, как будто он мог существовать в реальном мире.

«Я большой поклонник фотографии, и когда я прочитала сценарий «Оленьих рогов», мне сразу пришли на ум книги фотографов Мэри Эллен Марк и Ричарда Аведона об американском Западе», – говорит художник по костюмам Карин Носелла, работавшая в таких блокбастерах, как «Сумерки», «Земля будущего», «Миссия невыполнима: Протокол Фантом».

«Я принесла эти книги на встречу со Скоттом, и он сказал: «Это именно то, чего нам надо придерживаться», потому что, хоть «Оленьи рога» и не являются историческим фильмом, все наши персонажи бедствуют и страдают. Это фильм о забытых людях, о детях, заброшенных родителями, у которых проблемы с наркотиками. И это то, что мы хотели показать через костюмы, – продолжает Карин. – Тем не менее, я не хотела, чтобы все выглядели так, будто они живут в палаточном лагере для бездомных. В качестве референса у меня были фотографии людей из лечебниц, людей, которые выглядели, как бездомные, но, скорее всего, были такими не всегда. Я хотела, чтобы во всем фильме сочетались разные образы, приглушенные цвета и разнообразная текстура».

Носелла говорит, что ее подход к подбору костюмов героине Кери Рассел Джулии также заключался в том, чтобы запечатлеть переходный период в ее жизни. «Джулия жила в Лос-Анджелесе и только что вернулась в Сиспус-Фоллс в штате Орегон. И мне хотелось показать ее учительницей, у которой достаточно денег, чтобы купить, как минимум, приличные ботинки и куртку. Потому ткани и цвета ее одежды были симпатичнее, чем у всех других, – поясняет Носелла. – Для всей остальной части актерского состава мы перекрасили их одежду таким образом, чтобы она выглядела так, будто была куплена в комиссионном магазине. И подобной одежды нам пришлось делать довольно много, особенно для детей на случай, если кто-то из них прольет на них сок или заляпает еще чем-то».

Грим

Задачи художника по гриму Наоми Бакстад во многом повторяли задачи Карин Носелла в том смысле, что истории и бэкграунд персонажей нужно было тонко передать через их внешность.

«Кери – очень красивая женщина, и трудно заставить ее выглядеть иначе, – говорит Наоми. – Но в характере Джулии так много личной, мучительной давнишней боли, что нам пришлось придать ей немного грубоватый вид. Благодаря таким деталям, как тяжелая, размазанная подводка для глаз или татуировки, у которых нет какой-то внятной предыстории и смыслового значения, мы смогли показать ее душевное состояние».

Для семьи Уивер – Фрэнка и двух его маленьких сыновей – было сделано все возможное, чтобы продемонстрировать, какое влияние наркотики и нищета оказали на их жизнь. «Зубы очень точно отражают последствия употребления наркотиков, поэтому у Фрэнка было четыре разных комплекта зубных протезов, – продолжает Наоми Бакстад. – И даже когда он был в своем «нормальном» состоянии, актеру все равно приходилось надевать искусственные зубы, чтобы было видно, что зависимость сделала с ним».

При работе с детьми Бакстад и ее команде приходилось быть особенно сдержанными, чтобы не переусердствовать с гримом. Ведь когда ребенок выглядит чересчур потрепанным, люди могут сразу же позвонить в полицию. «Поэтому мы должны были точно следовать сюжетной линии Лукаса и не выпячивать его неопрятность, – поясняет Наоми. – Да, он грязный и неряшливый из-за того, что творится у него в доме, но, возможно, и из-за своих шалостей: не понятно, где он мог набить себе все эти синяки и шишки – катаясь на велосипеде или где-то еще. Так что нам пришлось сильно постараться с этим в фильме».

Купер и Дель Торо о своем первом сотрудничестве и важном послании «Оленьих рогов»

Гильермо Дель Торо признается, что фильм «Оленьи рога» открыл для него новый этап в творчестве, благодаря расширению границ повествовательных метафор. «На протяжении всей своей карьеры, от «Хроноса» до «Хребта дьявола» и «Лабиринта Фавна», я старался брать вещи, характерные для жанра ужасов, и по-разному их реализовывать, – говорит Дель Торо. – Я уже много раз говорил, что ужасы и сказки – это две ветви одного дерева. Например, история Гензеля и Гретель, по сути, является страшилкой: двое детей брошены в лесу, где их находит ведьма, намеревающаяся их съесть. Это вовсе не милая сказка. И мне кажется, Скотт приложил все усилия, чтобы придать «Оленьим рогам» такое же ощущение. Мы снимали в северо-западном регионе Канады в окутанном туманом лесу. И в выборе локаций Скотт был непреклонен, повторяя: «Мне нужна атмосфера, мне нужны настоящие места. Ничто не сможет заменить реальность». И в этом прелесть «Оленьих рогов» – это сказка ужасов».

Работа с Гильермо Дель Торо была сотрудничеством, которое Скотт Купер, вероятно, никогда не забудет. «Страсть и энтузиазм Гильермо к созданию существ – вот что сделало фильм таким хорошим, – убежден Купер. – Он обладает искренней жизнерадостностью и энциклопедическими знаниями почти обо всех созданиях, которые когда-либо были созданы для киноэкрана. Он хотел, чтобы всё, что мы делали, было совершенно уникальным для этого проекта и тех метафор, которые мы приводим в фильме».

И Купер надеется, что при просмотре «Оленьих рогов» зрители получат массу острых ощущений, а также уловят посыл, который несет этот фильм. «Вендиго представляет собой давнюю историческую травму, с которой сталкиваются коренные народы. Культурный каннибализм, если хотите, в форме «капитализма», который, к сожалению, начался с тех пор, когда англичане, французы и все остальные приплыли к берегам Северной Америки, – говорит Скотт Купер. – Вот почему он занимает такое важное место в их мифологии. И я очень старался отнестись к этому с максимальным уважением. Мы – американцы и люди во всем мире – разрушаем окружающую среду. А «Оленьи рога», своего рода», последняя надежда природы на спасение и отмщение».


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений