Дягилев. Генеральная репетиция в Новой Третьяковке ∞ zeitnotinfo.ru

Третьяковская галерея открывает, пожалуй, самый ожидаемый проект нового сезона —
выставку-премьеру своей коллекции артефактов, связанных с именем Сергея Павловича
Дягилева (1872–1929), величайшего культуртрегера, выдающегося импресарио, человека,
сделавшего как никто другой невероятно много для популяризации русского искусства в мире.
Проект реализован при поддержке Банка ВТБ.

Выставка приурочена к 150-летию со дня рождения Сергея Дягилева и стала возможна
благодаря важнейшим приобретениям музея за последние три года. Несмотря на сложности,
связанные с пандемией, Третьяковской галерее удалось приобрести за рубежом уникальную
коллекцию из 20 сценических костюмов к балетам первых дягилевских сезонов. В экспозиции
представлено 13 из них, а также знаменитые черные пуанты Тамары Карсавиной и сапоги
половецкой девушки к балету «Половецкие пляски» — модель обуви, после премьеры тут же
ставшая в Париже модным аксессуаром. Эти экспонаты являются основными акцентами выставки
и главной ее сенсацией. Костюмы исполнены по эскизам Льва Бакста, Николая Рериха, Александра
Головина, Наталии Гончаровой, Анри Матисса и представляют не только художников, но и
изготавливавших костюмы мастеров: от безымянных вышивальщиц до звезды пошивочного цеха
Варвары Каринской, знаменитой российской и американской художницы по костюмам.

Настоящий проект — это уже второй подход музея к теме дягилевских сезонов: в 2009 году
Третьяковская галерея организовала крупную выставку «Видение танца», приуроченную к 150-
летию «Русского балета Сергея Дягилева». За прошедшее время специалисты музея провели
разносторонние исследования фонда Галереи, связанного с темой «Русских балетов…», был
накоплен значительный научный материал, а приобретения новых художественных артефактов
дают возможность утверждать, что нынешняя выставка — настоящая «генеральная репетиция»
будущего именного зала, точнее, исследовательского центра Сергея Дягилева, который откроется
в здании Третьяковской галереи на Крымском Валу после его реконструкции.

Настоящий проект — это уже второй подход музея к теме дягилевских сезонов: в 2009 году
Третьяковская галерея организовала крупную выставку «Видение танца», приуроченную к 150-
летию «Русского балета Сергея Дягилева». За прошедшее время специалисты музея провели
разносторонние исследования фонда Галереи, связанного с темой «Русских балетов…», был
накоплен значительный научный материал, а приобретения новых художественных артефактов
дают возможность утверждать, что нынешняя выставка — настоящая «генеральная репетиция»
будущего именного зала, точнее, исследовательского центра Сергея Дягилева, который откроется
в здании Третьяковской галереи на Крымском Валу после его реконструкции.

Выставка не ставит целью охватить всю историю антрепризы. Однако в ней прослежены
ключевые этапы деятельности «Русского балета Сергея Дягилева», эволюция репертуара, поиски и
трансформация стиля постановок. Экспозиция соединяет разновременные эпизоды, демонстрируя
те спектакли, которые в данный момент Третьяковская галерея имеет возможность «показать»
зрителю с наиболее выигрышной стороны.

Третьяковская галерея обладает одной из самых значительных в мире коллекций,
связанных с «Русским балетом Сергея Дягилева» — с их парадной и скрытой от зрителя сторонами.
В 1989 году из Франции Галерея получила уникальное собрание произведений Наталии
Гончаровой и Михаила Ларионова, переданное по завещанию его второй жены — Александры
Ларионовой-Томилиной. Вместе с живописными и графическими работами в музей поступили
архив, библиотека и огромная личная коллекция Ларионова. Из этой коллекции в экспозиции
представлены эскизы костюмов и декораций, аутентичные фотографии балетных спектаклей и
репетиций, портреты хореографов Леонида Мясина, Сержа Лифаря, Михаила Фокина и
знаменитых этуалей Тамары Карсавиной, Ольги Спесивцевой, Анны Павловой, Ирины Бароновой
и других. Среди редчайших экспонатов на выставке — шрифтовые афиши «Русского балета Сергея
Дягилева», театральные программки. Подобного материала из-за его хрупкости и
«нехудожественности», утилитарности в России нет, он сохранен только благодаря фанатичной
преданности Ларионова-коллекционера теме театра.

Интереснейшая часть проекта — материалы, связанные со знаменитым театральным
задником (10 х 23 метра), выполненным в 1908 году Николаем Рерихом для балета «Половецкие
пляски».

Следуя приверженности Дягилева к эксперименту, кураторы и дизайнеры выставки вводят
в экспозицию игровой элемент, чтобы дать зрителю возможность почувствовать себя в театральном закулисье: в гримерных, декорационных и пошивочных цехах и даже у балетного станка в репетиционном зале с традиционными зеркалами во всю стену.

Выставку сопровождает обширная образовательная программа, а также издание «Дягилев.
Генеральная репетиция» — своеобразный путеводитель по выставке, в расположении материала
повторяющий структуру экспозиции, где каждый зал посвящен одному или нескольким балетам.
Одновременно это своеобразный аналог программки, сопровождающей спектакль, где даны
информация о балете и истории его создания, фотографии хореографов, исполнителей, эскизы
оформления.


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений