8 сентября в Тверском императорском дворце откроется выставка «Дюрер и Кранах: образы Северного Возрождения» из коллекций членов МККААД, где можно будет увидеть
живописные полотна Кранахов и 25 графических листов Альбрехта Дюрера.
Период эпохи Возрождения (1460 —1580) характерен глубокими изменениями в мировоззрении, философии, науке и религии. Встреча с работами великих мастеров в выставочных залах Тверской областной картинной галереи — важное событие в культурной жизни города.
Жизнь и творчество одного из крупнейших мастеров немецкого искусства Лукаса Кранаха Старшего (1472 —1553 гг.) и его сына Лукаса Младшего (1515 – 1586 гг.) неотделимы от истории Германии конца XV-XVI века, от культуры страны в период Возрождения и Реформации в Европе. Удачно сочетая в своих работах готические традиции, господствовавшие в те времена в немецком искусстве, и основные принципы живописи Ренессанса, Лукас Кранах Старший сумел создать особенный стиль. На его полотнах фигуры персонажей гармонично вписаны в пейзаж, за счет чего художнику удалось наиболее полно передать индивидуальные черты характера своих моделей.
На выставке будут представлены произведения «Неравная пара» Лукаса Кранаха Старшего, по размерам и живописной манере картина близка к известной работе мастера «Старый глупец» (ок. 1530), находящейся в Пражской национальной галерее, и портрет Иоганна Фридриха Великодушного, курфюрста Саксонии (1547 г.), кисти Лукаса Кранаха Младшего, который стал одним из нескольких сохранившихся прижизненных портретов курфюрста. Обе картины в разные годы экспонировались в ГМИИ имени А.С. Пушкина и Государственном Эрмитаже.
Большая удача для жителей Твери – увидеть целиком цикл ксилографий «Жизнь Марии» Альбрехта Дюрера (1471–1528), любимого художника императора Священной Римской империи Максимилиана I, многогранного гения, который благодаря настойчивости и новаторству зарекомендовал себя как один из важнейших мастеров Высокого Возрождения. Мастер трудился над циклом 9 лет (1502 – 1511 гг.). В гравюрах Дюрер впервые уделяет большое внимание архитектурным элементам фона и использует систему центральной перспективы. Серия «Жизнь Марии» является одним из самых известных творений Дюрера, о чем свидетельствуют многочисленные копии, созданные в разные годы различными художниками.
Пристального внимания заслуживают гравюры художника из цикла «Гравированные Страсти» (1508 – 5012 гг.), который иногда называют «Страсти на меди». Все отпечатки этого цикла были выполнены в технике резцовой гравюры на меди. Эта техника требует от автора невероятного мастерства. Любые погрешности штриховки из-за «дрожания резца» заставляли гравера начинать работу заново. Вглядываясь в эстампы Дюрера, понимаешь безупречность их исполнения.
Экспозиция дополнена гравюрами XVI–XIX веков с видами знаковых для художников городов Нюрнберга, Венеции и Веймара. Помимо уникальных произведений живописи и графики, выставка позволяет погрузиться в давно ушедшую эпоху и увидеть предметы XV–XVI веков: скульптурные изображения святых Георгия и Михаила и редкую шкатулку, датированную 1548 годом, и многое другое. Посетители выставки также увидят гравюрные портреты Саксонских Курфюрстов Виттенберга, во время правления которых работали эти великие мастера: Фридриха III Мудрого (1486–1525), Иоганна Твёрдого (1525–1532), Иоганна Фридриха Великодушного (1532–1547); портреты их современников и друзей: Мартина Лютера — инициатора Реформации, Юстаса Йонаса Старшего — гуманиста, поэта, теолога, реформатора, Филлипа Меланхтона — гуманиста, теолога, педагога, реформатора.
Выставка «Дюрер и Кранах: образы Северного Возрождения» реализована при поддержке Правительства Тверской области и Министерства культуры Тверской области в рамках региональной выставочной программы Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дилеров «Большое искусство – Большой России». С 2013 года благодаря этой инициативе уже состоялись художественные выставки в Твери, Плесе, Ржеве, Звенигороде, Тарусе, Владимире, Калуге и Арзамасе.