Екатерина Измайлова Бориса Мильграма ∞ zeitnotinfo.ru

13 октября 2022 года в на большой сцене Театра-Театра состоится премьера драматического спектакля «Катерина Измайлова» (16+). Свою версию знаменитого сюжета Н. Лескова представит режиссер Борис Мильграм.

В команде постановщиков – настоящие профессионалы. Одни уже известны пермским зрителям, для других «Катерина Измайлова» станет первым опытом соприкосновения с нашим городом и нашим театром.

Для художественного руководителя Театра-Театра и лауреата «Золотой Маски» Бориса Мильграма «Катерина Измайлова» – уже 24-я постановка на сцене ТТ. Среди его работ – масштабные и камерные спектакли: мюзиклы, драмы, комедии.

В основе спектакля «Катерина Измайлова» Бориса Мильграма – знаменитый очерк Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» (1864 г.). Мрачная история о шекспировских страстях, развернувшаяся в Орловской губернии, рисует первую в литературе женщину-серийную убийцу.

Богатая купчиха Катерина Львовна Измайлова изнывает от скуки. Муж Катерины, Зиновий Борисович, бесплоден, а свёкор Борис Тимофеевич постоянно попрекает сноху отсутствием детей. Катерина заводит роман с приказчиком Сергеем, но после угроз прознавшего про это свёкра, который избивает Сергея у неё на глазах, совершает своё первое убийство. Тьма, которая ждёт своего часа, вырывается наружу, и в финале на руках Катерины кровь уже четверых человек. В заглавии очерка Лескова – имя шекспировской героини. Как и леди Макбет, Катерина Измайлова убивает тех, кто мешает ей; как и леди Макбет, Катерина сходит с ума от тяжести своих преступлений и лишает себя жизни.

Одной из самых ярких интерпретаций очерка Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» стала одноименная опера Дмитрия Шостаковича (1934 г.). Либретто оперы композитор создавал совместно с Александром Прейсом. Их сочинение несколько отступало от сюжета повести Лескова: некоторые эпизоды и персонажи опущены, какие-то сцены и психологические мотивы, наоборот, дописаны. В отличие от Лескова, рисующего хладнокровную убийцу, способную перешагнуть через человеческие жизни во имя достижения своих целей, Шостакович выдвигает проблему совести и раскаяния. Героиня его оперы в финале осуждает себя за то, что уничтожает стоящее на пути её личного счастья зло средствами того же самого зла. В 2006 году режиссёр Мартин Кушей поставил «Леди Макбет Мценского уезда» в Нидерландской Опере. Его спектакль, одновременно условный и полный натурализма, страшный и беспросветный, поднимает тему беспредельности зла.

Комментирует Борис Мильграм, автор пьесы и режиссер спектакля «Катерина Измайлова»:

«В свое время меня невероятно впечатлила опера Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» в постановке Мартина Кушея. В меня попало то абсолютно трагическое пространство, которое создали авторы; оно жило во мне и требовало выхода.
Я не планировал ставить оперу Шостаковича – я изначально хотел сделать именно драматический спектакль в духе древнегреческой трагедии. В «Катерине Измайловой» создан новый для меня и нашего театра язык, жанр: я бы назвал его трагедией, причем классической трагедией, где хор является действующим лицом – и комментатором, и соучастником, и голосом рока.
В природе классической трагедии есть обучающее свойство. Современный театр ничему не учит – он помогает задавать вопросы. Наша «Катерина Измайлова» возникала скорее от контекста, а не от текста и даже не от сюжета Лескова. Контекст, крайне важный для меня сейчас, – природа зла, природа разрушения человеческой личности. В каждом из нас поселено добро и зло, свет и тьма. Трагедия человечества состоит именно в том, что злодеи не падают с луны – они возникают из нас. И это важно.
Катерина изначально похожа на всех нас, у неё, как у всех, есть проблемы. Но в какой-то момент она переступает черту, не удерживает внутреннего зверя, и мрак начинает ее заполнять. Это оказывается безудержно, необратимо, и приводит только к смерти – других людей и самой Катерины. Мы пытаемся разобраться в том, почему это происходит, как удержать эту темноту. И кажется, что мы подошли к ответу достаточно близко.
На уровне сюжета, нарратива «Катерина Измайлова» – жуткая история, в которой нет ни одного положительного персонажа. Тьма, закрывающая все. Как правило, зрители не хотят заходить на территорию жестокости и мрака, а мне это кажется необходимым: на уровне подсознания мы должны чего-то бояться в самих себе…».

В драматическом спектакле Бориса Мильграмаучаствует оркестр Театра-Театра, причем дирижёр и музыканты находятся на сцене. В спектакле звучит музыка, написанная специально для «Катерины Измайловой» композитором Дмитрием Курляндским.
Комментирует Дмитрий Курляндский, композитор спектакля «Катерина Измайлова»:

«Когда Борис Мильграм обратился ко мне с предложением написать музыку к спектаклю «Катерина Измайлова», я сразу согласился, почувствовав, что мне представился уникальный случай творческого диалога с Дмитрием Шостаковичем, композитором оперы «Леди Макбет Мценского уезда». Мы много и подробно обсуждали с постановочной командой структуру спектакля, многие решения рождались в процессе этого общения. Но самым сложным оказалось обнаружить язык, на котором могут говорить звуки в паузах между текстом (Борис Мильграм сразу предложил не класть текст на новую музыку, текст должен звучать в тишине, так что за текстом как будто незвучно присутствует оригинальная музыка Шостаковича). Я несколько раз начинал, пробовал разные варианты, в итоге обратился, кажется, к самому далекому от Шостаковича материалу, который никак не напоминает о нем, скорее противоречит ему. Интересно, что и для меня самого такая музыка неожиданна – я встал на новую для себя территорию. Вот это противоречие, этот диссонанс и родил то решение, которое стало музыкой к нашему спектаклю. Собственно, сам спектакль, сам текст содержит этот диссонанс, напряжение противоречия и невозможности разрешения.

Какая она – музыка к «Катерине Измайловой»? Я бы сказал, сдержанная. С одной стороны, материал имеет в себе эмоциональный заряд, возможность эмоционального жеста. С другой стороны, я сдерживаю эту эмоцию, не даю ей развернуться. Надеюсь, это слышно и ощутимо»

Александр Андрияшкин, режиссёр по пластике: «В процессе подготовки спектакля «Катерина Измайлова», в рамках тренингов и репетиций мы работали и с главными героями, и с группой «хор-общество», и с женским коллективным воплощением – искали для них пластические решения и в итоге сделали ставку на перформативное существование и минимализм. Все произведение довольно минималистично, но это не значит, что на сцене ничего не происходит. Напротив, это означает, что любое небольшое изменение важно. В «Катерине Измайловой» мы осознанно отказались от развлекательных, трюковых вещей в пользу полутонов и нюансов: поворот головы, положение относительно другого человека, движение локтя. Во всем этом мы ищем красоту, точность, силу и глубину».

Семён Пастух, художник-сценограф: «Пространство Театра всегда условно: это всегда «другая реальность», придуманная и созданная в результате совместной работы постановщиков над пьесой. Важно, что в художественном мире нашего спектакля все простегано: стеганные одеяла (душно, скучно, купеческие перины) в доме Измайловых, серые стеганные фуфайки зеков на каторге. Символично цветовое решение. Белый цвет – это духота, скука, серый – холод, мрак. Еще есть черные гофрированные трубы, как черви, выползающие из-под земли. В сцене каторги они как бы душат каторжан».

Ольга Шаишмелашвили, художник по костюмам: «Семен Пастух создал сценографию, которая, на мой взгляд, пронизана русскими мотивами: все, что мы видим на сцене – про нас, про нашу ментальность. Огромное стеганое полотно – разве это не одеяло, не душегрейка (или корсетка – есть такой термин в народном костюме), не зековский ватник? Много стеганых элементов и в костюмах персонажей. Удивительно, как стёганый халат и все его производные объединяют Азию: это общий культурный код костюма от Монголии и Китая до западных славян и от Сибири до Ирана».
Дамир Исмагилов, художник по свету: «В последнее время в театрах много «конструктивистских» решений без света, «чёрных кабинетов». Для «Катерины Измайловой» же создано очень театральное оформление, и мне, как художнику по свету, было очень легко работать с ним. В нашем спектакле нет как такового понятия «точечный свет», здесь не работает мизансценический свет, которым обычно пользуются современные режиссёры. Световыми картинами мы трансформируем пространство, передаем состояние персонажей, настраиваем зрителя на восприятие, транслируем режиссёрский замысел. Я думаю, публике будет интересно за этим наблюдать»

Кирилл Бузмаков, дирижёр: «Для меня музыка всегда является душой спектакля, его дыханием, настроением. Здесь композитор как бы нарушает привычные правила игры. Музыка не задает тон действию, а наоборот, реагирует на происходящее на сцене, изредка вступая в диалог с актёрами, иногда приближается к нему, как бы проявляя некую музыкальную эмпатию, а иногда отстраняется и уходит в себя. На мой взгляд, оркестр в «Катерине Измайловой» – это некие небожители, которые свысока смотрят на происходящее (можно сказать в прямом смысле свысока, так как оркестр находится на подиуме в глубине сцены). Я вижу в нашей постановке отсылку к древнегреческой трагедии».

Погрузиться в атмосферу гипнотически красивой драмы с участием оркестра и вместе с постановщиками поразмышлять о механизме расчеловечивания человека зрители смогут уже в этот четверг, 13 октября. Премьерная серия продлится до 18 октября включительно. Билеты в кассе и на сайте Театра-Театра. Спектакль «Катерина Измайлова» – участник программы «Пушкинская карта».


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений