Гриша Брускин. Смена декораций ∞ zeitnotinfo.ru

В Третьяковской галерее открывается монографическая выставка выдающегося художника современности Гриши Брускина (род. 1945). Работа с большими массивами образов, переходящими из проекта в проект, развернутыми не только в пространстве, но и во времени, определила его место в истории искусства как одного из самых интеллектуальных авторов и проницательных свидетелей эпохи второй половины XX – начала XXI века. Произведения художника отличаются особой структурированностью, являясь своеобразными научными исследованиями человека и общества.

Выставка Гриши Брускина «Смена декораций» объединяет картины, инсталляции и отдельные скульптуры, шпалеры, видео и работы на бумаге, созданные в период с 1980 по 2020 год. Большая часть из них не показывалась ранее в России, включая одноименный проект, представленный в Российском павильоне на Венецианской биеннале 2017 года. Хорошо известные многосоставные «словари» и «коллекции» Гриши Брускина, такие как «Алефбет» и «Коллекция археолога», представлены в новых конфигурациях. Несмотря на включение в экспозицию произведений различных периодов творчества мастера, выставка является не традиционной ретроспективой, но единой инсталляцией, построенной как серия связанных между собой залов-сцен. Экспозиция уподоблена Театру застывших декораций и представляет собой анфиладу, состоящую из девяти пространств, сквозь которые предстоит совершить путешествие зрителю: «Пролог», «Толпа и Власть», «На краю», «Вселенная на столе», «Коллекция археолога», «Сквозь тусклое стекло», «Фигуры „чистого воображения“», «Театр памяти», «Смена декораций». Художник выступает одновременно как драматург, режиссер и сценограф «спектакля», где встречаются и сталкиваются разные эпохи, архаика и современность.

Взаимодействуя друг с другом, «сцены» Teatrum Mundi Брускина создают особое повествование, раскрывающее разнообразие творческих интересов автора. Художник исследует взаимоотношения человека и социума, индивидуума и власти, современности и традиций. Автора интересует, как рождаются, существуют и превращаются в руины культурные, исторические, идеологические коды, становясь истоком новых мифологий.

Реальность представляется художником как сцена в момент демонтажа и смены декораций. Мастер приглашает зрителя за кулисы Theatrum Mundi, где все сценические механизмы обнажены. Становление современности, где новые герои диктуют свои правила, происходит буквально на глазах у зрителя.

Брускин обращается к самым актуальным и тревожным процессам и явлениям нашего времени. «Смена декораций» — спектакль, в который вовлечен глобальный мир: от сирийской Пальмиры до Москвы и Нью-Йорка.

Одной из характерных особенностей творческого метода художника является переосмысление и актуализация образов из истории искусства. Поэтому неслучайно своеобразным прологом к выставке, открывающим экспозицию, стали скульптуры «Проснувшаяся муза» (2020), «Всадник» (2019), отсылающие к известным произведениям начала XX века — «Спящей музе» К. Бранкузи (1910) и динамическим образам итальянских футуристов.

Григорий Брускин (род. 1945) — лауреат премии Кандинского, многократный участник Венецианской биеннале, живет и работает в Нью-Йорке и в Москве. Произведения художника находятся в крупнейших музейных и частных коллекциях, в том числе в собрании Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Музея современного искусства (Нью-Йорк).

Специально к выставке подготовлен иллюстрированный каталог, включающий статьи ведущих специалистов по современному российскому искусству: Бориса Гройса, Сильвии Бурини, Екатерины Бобринской.


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений