Итальянский футуризм | Русский кубофутуризм ∞ zeitnotinfo.ru

15 июля в Михайловском замке Русского музея под патронатом и при поддержке Посольства Италии в Москве, Генерального консульства Италии в Санкт-Петербурге, генеральном партнерстве Сбера, поддержке группы Пирелли и участии фонда U-ART Иветы и Тамаза Манашеровых откроется выставка «Итальянский футуризм из коллекции Маттиоли. Русский кубофутуризм из Русского музея и частных коллекций Москвы».

Уникальный по составу выставочный проект объединит работы итальянских и русских футуристов и познакомит российского зрителя с этим интернациональным творческим движением.

В 1909 году в Италии был опубликован знаменитый «Манифест футуризма» Филиппо Маринетти, идеи которого нашли отклик в разных странах мира, в том числе и в России. Пожалуй, ни одно из художественных течений не вызвало такого широкого и, вместе с тем, напряженного общественного резонанса, как футуризм. Футуристическое движение в России, как и в Италии, реализовалось не только в произведениях живописи и графики, но и в поэзии и театре, и даже в общественной жизни.

Истоки, связанные с эпохой технического прогресса и высоких скоростей, во многом сближали русских и европейских футуристов. Однако традиции и менталитет придавали каждому из национальных движений свои особенности. Это отметил и сам Маринетти, приехавший в Россию в январе 1914 года. Это страна футуризма, – сказал он о России, – Здесь нетужасного гнета прошлого, под которым задыхаются страны Европы. Россия молода, полна сил, и я твердо верю, что она внесет очень многое в культуру будущего”. Именно в Санкт-Петербурге было напечатано первое российское издание манифеста Маринетти («Футуризм», 1914).

Впервые в пространстве Михайловского замка важнейшие произведения итальянского футуризма будут показаны в диалоге с известными работами мастеров русского искусства, что даст возможность посетителям музея увидеть близость и различия этого художественного движения в искусстве двух стран.

Многоликость и самобытность футуризма в России представлена в Николаевских покоях Михайловского замка, где зрители смогут познакомиться, как с широко известными, так незнакомыми произведениями живописи и графики из собрания Русского музея и частных коллекций Москвы. Из 50 работ на экспозиции будут показаны произведения Натальи Гончаровой, Давида Бурлюка, Казимира Малевича, Аристарха Лентулова, Любови Поповой, Ольги Розановой, Александры Экстер и других представителей русского авангарда.

Итальянский раздел экспозиции включает шедевры футуризма из признанного во всем мире собрания Джанни Маттиоли. 26 произведений, вошедших в состав нынешней выставки, признаны национальным достоянием Италии в 1972 году. С тех пор они не покидали Италии и показывались только на территории этой страны в музее Пегги Гуггенхайм (Венеция). Впервые эти произведения экспонируются за пределами Италии, в стенах Русского музея. Позднее вся коллекция войдет в постоянную экспозицию Пинакотеки Брера (Милан).

Посетители увидят знаковые работы таких известных мастеров, как Амадео Модильяни, Джакомо Балла, Умберто Боччони, Карло Карра, Джорджо Моранди, Оттоне Розаи, Луиджи Руссоло, Джино Северини, Марио Сирони, Арденго Соффичи.

Выставка в Русском музее была задумана как ответ Милана Санкт-Петербургу вслед за выставкой «Божественные и авангардные. Женщины в русском искусстве», организованной при сотрудничестве культурного агентства CMS.Cultura и Муниципалитета Милана, которая открылась в конце октября 2020 года в Палаццо реале и в исключительном порядке была продлена до осени 2021 года с разрешения Министерства культуры РФ.

Обе выставки сопровождаются иллюстрированным каталогом, фильмами и тач скринами с аннотациями к каждому произведению.



Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений