Лев Бакст в Русском музее

Имя Льва Бакста прочно ассоциируется с художественным объединением «Мир искусства» и музыкальными спектаклями «Русских сезонов». Эти крупные явления в истории отечественной культуры связаны с близкими друзьями Бакста – Александром Бенуа и Сергеем Дягилевым, портреты которых хранятся в Русском музее. В год 155-летия Льва Бакста мы предлагаем познакомиться с жизнью и творчеством мастера, а также с его знаменитыми портретами.

Творческое становление Льва Бакста происходило в кругу молодых интеллектуалов Петербурга, идейным вдохновителем которых был Александр Бенуа. Сплоченные интересом к литературе, истории, живописи, театру и художественному самообразованию, молодые люди отрицали традиционный академизм и критически относились к деятельности передвижников. Они стремились создать новое направление в искусстве, вдохновляясь при этом атмосферой предыдущих веков. Именно из этого кружка прогрессивных творцов впоследствии сформировалось объединение «Мир искусства».

В 1898 году начал выходить журнал «Мир искусства», идею которого Сергей Дягилев вынашивал с 1896 года. Именно в этот год на волне успеха журнала и общих идей Львом Бакстом был создан тёплый, полный симпатии, портрет Александра Бенуа.  Картина, в которой художник мастерски сочетает акварель и пастель, убедительно изображает молодого интеллектуала, умиротворенного наслаждающегося чтением. К тому моменту Бенуа стал ближайшим другом Льва Бакста, его союзником и единомышленником.

Деятельность Бакста в это время связана с изданием знаменитого журнала и выставками общества «Мир искусства». На одной из таких выставок в 1903 г. произошла громкая история, связанная с работой Бакста, – его полотно «Ужин» (в коллекции ГРМ) вызвало оживленные споры и неодобрение критиков. Великий князь Владимир Александрович и его жена Мария Павловна, по выражению самого Бакста, даже «прочли ему порядочную нотацию за скабрезность и игривость картины». Эта противоречивая, по мнению современников, работа является характерным образцом живописи модерна, в равной мере её можно назвать и портретом, и бессюжетной жанровой картиной. Образ незнакомки, откровенный, но при этом таинственный, волновал зрителей и стал причиной недовольства критиков. В это же время Лев Бакст увлекся работой в театре, которая впоследствии и принесла художнику всемирную славу. И здесь нельзя обойти вниманием сотрудничество с Сергеем Дягилевым.

В 1901 году Дягилев, чиновник особых поручений при директоре Императорских театров, получил разрешение на постановку балета Л. Делиба «Сильвия», для которого Бакст создал строгий, полный грации эскиз костюма «Нимфа-охотница». Спектакль не состоялся, но художник был замечен и начал активную работу в театре. После 1904 года объединение «Мир искусства» утратило идейное единство, и своё будущее художник начал связывать именно с Сергеем Дягилевым, организаторские способности которого Бакст высоко ценил.

В начале 1906 года был закончен «Портрет С. П. Дягилева с няней». Проходя по залам Михайловского дворца, сложно не обратить внимание на этот портрет: элегантный, ироничный мужчина с печальными и слегка насмешливыми глазами, остановился в раздумьях, спокойно положив руки в карманы брюк. Его фигура в небрежно распахнутом пиджаке полна властности, динамики и внутренней энергии. Старушка-няня, скромно сидящая в глубине зала, на контрасте привносит в работу мягкость и домашний уют. Столкновение, казалось бы, несовместимых образов раскрывает противоречивый, сильный характер Дягилева и демонстрирует талант Бакста, сумевшего создать лаконичный, выразительный портрет. В качестве интерьера художник выбрал квартиру, где находилась редакция журнала «Мир искусства».  В Русский музей портрет поступил уже в 1923 г. по решению Экспертной комиссии Наркомвнешторга.

Переломным для жизни и карьеры художника стал 1909 год, когда началось его сотрудничество и сотворчество с Дягилевым за рубежом. Конец первого и все второе десятилетие ХХ в. для Бакста прошли под знаком триумфа Русских балетных сезонов в Европе и Америке, организованных Дягилевым. Он обрёл невероятную славу и известность. В оригинальных, непривычных спектаклях раскрылся талант Бакста-колориста, мастера театральных костюмов. Во многом благодаря его оформлению так успешно прошли первые сезоны в 1909 и 1910-м гг. С 1911 года Бакст уже возглавлял художественную часть сезонов. В балетах принимали участие Ида Рубинштейн, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский. «Русские сезоны» с участием Бакста гремели по всему миру вплоть до окончания Первой мировой войны. К этому времени эстетические приоритеты Дягилева изменились, и отношения Бакста со старым другом прекратились. Однако работа в театре оставалась самым важным аспектом в жизни и творчестве художника. Бакст активно работал в Париже, брался за самые разные постановки, пока в 1924 году с ним не случился нервный припадок на репетиции балета «Иштар», в котором участвовала Ида Рубинштейн.  Бакст умер спустя пять месяцев и был похоронен в Париже.

Несмотря на довольно короткую жизнь, Лев Бакст оставил замечательное, разнообразное и обширное творческое наследие. Ряд его работает присутствует и в Русском музее. На экспозиции можно увидеть самые известные картины мастера – «Портрет А. Н. Бенуа», «Ужин», «Портрет С. П. Дягилева с няней», «Древний ужас» (Terror Antiquus).


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений