Обратная связь "Квартета И"
Обратная связь

31 декабря семеро друзей вновь собираются в загородном доме, чтобы вместе встретить Новый год, но предновогодний вечер полон сюрпризов…

«Обратная связь» – продолжение фильма «Громкая связь», вышедшего в 2019 году. Главные роли в комедии вновь исполнили участники «Квартета И» Леонид Барац, Ростислав Хаит, Камиль Ларин и Александр Демидов, а также актрисы Мария Миронова, Ирина Горбачева и Анастасия Уколова. Режиссером картины «Обратная связь» снова выступил Алексей Нужный. «Громкая связь» – российская адаптация нашумевшего итальянского кинохита 2015 года «Идеальные незнакомцы» режиссера Паоло Дженовезе. Фильм был занесен в Книгу рекордов Гиннесса, как удостоившийся наибольшего числа ремейков: свои киноверсии «Идеальных незнакомцев» были выпущены в 18 странах, среди которых Испания, Франция, Германия, Турция, Швеция, Мексика и др. Идея адаптировать итальянский фильм для России пришла в голову продюсеру Рубену Дишдишяну, который купил права на экранизацию и предложил «Квартету И» принять участие в проекте. Именно он же предложил «Квартету И» сделать продолжение «Громкой связи». «В тот момент мы только приступили к съемкам «Громкой связи», а Рубен Дишдишян уже посоветовал нам задуматься о второй части, – вспоминает исполнитель роли Бориса, соавтор сценария и сопродюсер фильма Ростислав Хаит. – Но мы тогда не задумались. А вот когда «Громкая связь» вышла, то задумались уже крепко». «Стало понятно, что фильм понравился, что персонажи понравились, что есть интерес, – продолжает исполнитель роли Вадима, соавтор сценария и сопродюсер фильма Леонид Барац. – И вот тогда мы решили, что нужно делать сиквел».

Ни авторы оригинального итальянского фильма «Идеальные незнакомцы», ни авторы других адаптаций не стали делать продолжение. Поэтому при написании сценария сиквела авторы полагались исключительно на себя. «Самое сложное было понять придумывать ли для продолжения такой же ход, как в первой части или нет, и затем разработать этот единый концепт, – поясняет Ростислав Хаит. – Когда же мы для себя это определили, то сценарий стал писаться довольно быстро. И месяца за четыре был полностью готов».

«Нам очень не хотелось расставаться с этими героями, да и зрители просили вторую часть, и мы решили рискнуть, – рассказывает продюсер фильма Лариса Блажко. – Было понятно, что такой яркий, неожиданный концепт, как был у «Идеальных незнакомцев», повторить будет сложно, но мы не стали соревноваться, а пошли своим путем. У нас не хватает добрых, атмосферных, красивых, новогодних фильмов, раскрывающих очень узнаваемые проблемы, которые бывают почти в каждой семье. Фильмов, которые хочется пересматривать каждый Новый Год».

«Я с восторгом воспринял идею продолжения и возвращения к полюбившимся персонажам, пусть изначально родившихся и не в наших головах, а из адаптации «Идеальных незнакомцев», – рассказывает исполнитель роли Льва Камиль Ларин. – К тому же если проводить параллели с «О чем говорят мужчины», то очевидно, что нельзя было закончить на одном фильме: столько всего недосказанного осталось, что родились вторая и третья части. Поэтому и здесь, мне кажется, будет любопытно зрителям и было любопытно нам вновь повстречаться с этими героями, послушать их разговоры».

«Мне хотелось вновь встретиться на съемочной площадке с актерским составом «Громкой связи». Не важно в каком проекте. Я люблю Иру Горбачеву, Машу Миронову, Настю Уколову, дружу с «Квартетом И», уважаю их. Они все очень талантливые, – признается режиссер Алексей Нужный. –  Прошлым летом мне вдруг позвонил Слава Хаит и пригласил делать продолжение «Громкой связи». К идее сиквела я отнесся с любопытством, но и с осторожностью, которая была вызвана вопросом: «А мне это для чего?». Я не люблю делать вторые части без личной причины и зова сердца. Никто же не делает продолжение «Идеальных незнакомцев», ни одна страна, для чего мы должны это делать? И для меня было важно найти тему и почувствовать, насколько она во мне болит. Мы обсудили это со Славой, и он пропал. Затем через два месяца прислал сценарий. Они с Лешей Барацем и Сергеем Петрейковым блестяще справились со сценарной задачей. Написали тонкую, смешную, оригинальную новогоднюю историю с теми же героями и новой задумкой, которая во мне отозвалась и зазвучала».

«Слава Хаит спросил у меня, буду ли я участвовать в следующей части, когда «Громкая связь» даже еще не вышла в прокат, – вспоминает исполнительница роли Алины Ирина Горбачева. – Я сказала, что если там будет классная роль, и будет, что играть, то почему нет. Прошло какое-то время, и ребята прислали почитать несколько сцен. Мне понравилось. А когда была уже общая читка, где мы все в первый раз услышали весь сценарий от начала до конца, я даже немного встревожилась, что у меня вообще не возникло никаких вопросов и замечаний. Все было классно, не придерешься: диалоги хорошие, есть юмор, где-то совсем смешно-смешно, где-то драматично. И эта поднимаемая тема взаимоотношений и коммуникации, дружеских разговоров и неискренности, с которой у нас в кино большой дефицит. Все это мне понравилось, заинтересовало».

««Узнав о съемках продолжения, я обрадовалась, потому что у нас были потрясающие съемки первой части, и мы спелись в одну команду», – говорит исполнительница роли Евы Мария Миронова. – Но поскольку у первой части был очень хороший сценарий, я немного переживала, чтобы и вторая часть была не хуже чисто сценарно. Но, мне кажется, мои опасения были напрасны». «Изначально план был такой, что если фильм «Громкая связь» пройдет успешно, то обязательно будет и вторая часть. И мы очень ждали отзывов от зрителей, – подхватывает исполнительница роли Кати Анастасия Уколова. – Их мнения разделились: одним очень понравилось, но были и те, кто говорил, что мы сняли адаптацию, и это нечестно. Поэтому нам хотелось снять оригинальный фильм, чтобы показать, что мы можем сделать не хуже. И, конечно, было интересно, какой сценарий напишут ребята. В итоге, получилась новая история: все происходит под Новый год, и мы видим, что отношения между героями сильно изменились. Думаю, что «Обратную связь» можно вполне воспринимать как отдельный, целостный фильм».

«Ребята придумали интересную идею со встречей Нового года. Там очень много и трагичного, и смешного, но основная идея в том, что, как и в первом случае, это конфликт героев и высказывание претензий. Не похвала и комплименты друг другу, а то, что копилось годами или месяцами, в течение долгой дружбы этой компании, вдруг вылезает на поверхность, – рассказывает исполнитель роли Димы Александр Демидов. – И я надеюсь, что «Обратная связь» будет и веселая, и грустная, и также как и «Громкая связь», найдет своего зрителя».

Сюжет фильма «Обратная связь» разворачивается через полтора года после событий «Громкой связи». Очевидно, что за это время в жизни героев должны были произойти какие-то изменения, появиться новые проблемы, переживания и радости. «Наши персонажи выросли, каждый переживает какой-то кризис, – рассказывает Леонид Барац. – У Славиного персонажа Бориса проблема в отсутствии статуса и в ощущении себя средним, а может даже неудавшимся человеком. У моего героя Вадима проблема в том, что он начал стареть, и при молодой жене и большом количестве женщин пытается как-то сохранить бодрость. И все эти попытки только больше подчеркивают невозможность вернуть молодость».

««Прошло некоторое время, моя героиня повзрослела, у нее изменилось отношение к ее мужу», – говорит Анастасия Уколова. – Катя теперь совершенно другими глазами смотрит на свои отношения. Ей уже что-то не нравится. Она больше не та влюбленная девочка, которая за всеми бегает и хочет, чтобы ее приняли. Катя имеет свою точку зрения и влилась в женский круг общения. Конечно, это результат того, что прошло какое-то время, поэтому в ситуациях, которые происходят в новом фильме, она ведет себя совершенно по-другому».

««Мне кажется, в первой части моя героиня Ева была несколько загадочной, эдакой барышней, несмотря на то, что она психолог, и вела всю эту игру», – говорит Мария Миронова. – А во второй части раскрывается ее характер, как и характер всех персонажей. Вскрываются ее проблемы, в том числе и внутренние».

«Какие-то изъяны или недостатки всплывут в каждом персонаже, – рассказывает Камиль Ларин. – Мой герой Лев тоже уже не тот, каким он был в первой части. Вернее тот, но какие-то свои черты здесь он уже проявляет в другой степени». «В «Обратной связи» мой персонаж Дима поясняет, что свою проблему, из-за которой он уже много лет встречает Новый год без девушки, он заедает, – Александр Демидов. – Так что в фильме изменился мой костюм, который сделал моего героя еще более мешковатым».

««Алина стала мягче, но и контрастнее», – говорит о своей героине Ирина Горбачева. – Из-за той ситуации, которая сложилась в ее семье и продолжается уже некоторое время, она ушла в себя, спряталась в панцирь. Потому что эту тему, которая по сюжету раскрывается, не принято вообще обсуждать даже внутри семьи, не говоря уже о вынесении за ее пределы».

«В «Обратной связи» высокая эмоциональная амплитуда. И еще сильная сексуальная составляющая, которая, надеюсь, произведет должное впечатление на зрителей. Мне кажется, что честного откровенного разговора о сексе, не показа постельных сцен, а именно разговора, в нашем кино практически не было. Тем более, когда эту тему обсуждают мужчины и женщины, есть гендерно разный состав и разговор ведется по-другому: кто-то может обидеться, кто-то может, наоборот, получить удовольствие от этого разговора, кто-то похвастать», – добавляет Ростислав Хаит.

«На этот раз я хотел углубить героев фильма и вытащить из них новые скрытые болевые раны. Поэтому «Обратная связь» – это не просто веселая новогодняя комедия с игристым шампанским и оливье. «В духовке зрителя ждет секретное блюдо», – говорит режиссер Алексей Нужный. – В «Обратной связи» персонаж Маши Мироновой Ева придумала новую тему для игры – записки «Никогда больше не…». Каждый участник игры должен написать записку про своего друга, чтобы он хотел в нем изменить. Например, жена пишет своему мужу: «Дорогой Толик, никогда больше не брызгай зубной пастой на зеркало, мне надоело его отмывать каждое утро». Затем эти записки зачитываются при всех и обсуждаются. Мы играли в эту игру на съемочной площадке с Ирой Горбачевой, Камилем Лариным и Настей Уколовой. Очень сильно смеялись. Обратная связь была остроумной, тонкой и искренней. Никто не обиделся. Или не подал виду. Скажу за себя – я кайфанул!»

Однако при этом почти все актеры признаются, что съемки «Обратной связи» дались им сложнее, чем первого фильма. «У каждого было свое видение, как должна быть сыграна та или иная сцена, и из-за этого возникали споры, – рассказывает Леонид Барац. – Но, как ни странно, эти споры, как мне кажется, только на пользу нам были. Потому что поскандалив и накачав в сцену эмоцию, эта сцена, в итоге, лучше шла. А еще эти споры подтверждали справедливость и правильность самого сюжета. Внутри любого коллектива постоянно бродит какая-то энергия: кто-то кем-то недоволен, кто-то на кого-то обиделся, кто-то не заметил, что кого-то обидел…  И потом это все вырывается наружу, перерастает в ругань, затем в примирение, ведь мы в любом случае на площадке, и нам нужно идти дальше, и персонажи в любом случае друзья, близкие люди, и им нужно жить дальше. И вот все таким очень естественным способом запараллелилось».

«Для меня эти съемки были гораздо сложнее, чем первая часть, – вторит Ирина Горбачева. – Тогда мы все только познакомились. И в такой ситуации все очень бдительны друг к другу, все стараются не упасть в грязь лицом. А потом люди расслабляются, и вылезают всякие подробности, все начинают показывать себя такими, какие они есть: кто маску надевает, кто тянет одеяло на себя, кто капризничает, кто уходит в сторону. С одной стороны, это было интересно наблюдать, но в какой-то момент я вдруг почувствовала, что запахло жареным». «Я, например, вдруг понял, что, Маша Миронова с Ирой Горбачевой могут меня задушить, потому что я их просто достал своими поправками по сценарию», – смеясь, добавляет Ростилав Хаит. «Я Славу и обожаю, и ненавижу одновременно. У нас с ним отдельные взаимоотношения, – поясняет Ирина Горбачева. – И когда он начинал бесить меня так, что мне хотелось его ударить, я запускала ему в лицо как можно больше жидких конфетти. Это была моя месть!»

«Со съемок первого фильма прошло полтора года. Когда запускалась «Громкая связь», никто из актеров особо никого не знал. Начали поддерживать отношения только в процессе. И хотя с «Квартетом И» мы до этого работали в одном театре, близко все-таки не общались, – делится своими впечатлениями Анастасия Уколова. – После первой части многое изменилось: вся команда подружилась в социальных сетях, мы стали следить друг за другом. И на съемки второго фильма, словно по сценарию, мы пришли как люди, которые давно знакомы, с уже выстроенными взаимоотношениями. Поэтому обстановка на съемках «Обратной связи» была очень реалистичной: мы могли конфликтовать и ссориться или хохотать все вместе. Так было намного интереснее. И если во время работы над первой частью мы стеснялись друг другу что-то сказать, то в этот раз уже вовсю друг другу что-то советовали, помогали, а порой и мешали. Было безумно увлекательно работать со всеми».

«Лично мои ощущения от съемок абсолютно положительные, – признается Александр Демидов. – К тому же Леша Нужный умеет найти подход к каждому артисту. У него есть психологическое чутье, какие-то свои заготовки для выхода из сложной ситуации. И когда возникали какие-то ступоры, сцена не шла или что-то артисту мешало, Леша пускал в ход эти свои заготовки или импровизировал, чтобы решить проблему, помочь каждому артисту и удержать ансамблевость, что очень важно на съемочной площадке».

«Сложные сцены, конечно, были, – продолжает Александр Демидов. – Мне очень тяжело давалась сцена, когда мой герой признается друзьям, почему он давно уже без девушки. И в это время он ест пельмени, запивая их водкой. Меня снимали целый день, с разных ракурсов. Ребята мне просто подыгрывали. У меня было много текста, у ребят – небольшие фразы. И когда я уже, как мне показалось, все выполнил и все сделал, когда я себя уже внутренне похвалил, Леша Нужный сказал, что будем снимать крупные планы. А я за это время уже выложился как актер, съел очень много пельменей и выпил много водки, вместо которой, естественно, была вода. И мне пришлось на этих крупных планах вспоминать, сколько пельменей я съел и сколько рюмок опрокинул, чтобы это потом все собралось на монтаже. У меня даже голова разболелась. Да еще и пельмени поначалу были теплыми. Но дубле на восьмом, когда они уже совсем остыли, и чтобы казалось, что от них идет пар, стали добавлять пиротехнический дымок. Все это было очень забавно, но совсем не вкусно».

А Ирина Горбачева с дрожью вспоминает съемки сложного трюка. «Я такое делала первый раз в жизни, и мне было действительно страшно, – признается актриса. – Мне сказали, что снимут максимум за пару дублей. Но в итоге это все превратилось в пять. И я уже почувствовала себя героем, выдохнула. А на следующий день мне говорят, что сцена не получилась, и нужно еще раз сделать этот трюк. Я реально не могла в это поверить. Приехала, конечно, на площадку с видом понимающего все человека, но в душе мне хотелось разорвать того, из-за кого ничего не получилось. Сделали один дубль, второй. И Леша говорит: «Ладно, оставляем тот из первого дня». Сказать, что я была в бешенстве, ничего не сказать».

Марии Мироновой же больше всего запомнились танцы. «Самая прекрасная сцена — это, конечно, где мы танцуем, – говорит актриса. – Мы получили огромное удовольствие, и кураж, и импровизацию. Это был очень яркий съемочный день». Хотя для Анастасии Уколовой танцы едва не закончились травмой: во время съемок актриса не удержалась на высоких каблуках и упала с лестницы. К счастью, все обошлось, и Настя отделалась легким испугом.

Все события фильма «Обратная связь» разворачиваются в течение нескольких часов накануне встречи Нового года. «Мне нравится, что история рассказывается 31 декабря, поскольку время работает, как антагонист. Чем ближе к Новому году, тем больше атмосфера накаляется, ситуация усложняется, и зрителю будет интересно, как этот праздник, который уже перестал быть праздником, закончится, – рассказывает режиссер Алексей Нужный. – Я хотел получить очень аутентичную новогоднюю атмосферу, честную и настоящую, которая бы отличалась от современных новогодних комедий и мелодрам. Мне хотелось сохранить традиционное советское тепло, и в то же время сделать сегодняшний день. Непростая задача. С ней блестяще справились оператор Юрий Коробейников и художник Маргарита Аблаева. Очень талантливые люди. Люблю их».

«Перед съемками Леша Нужный мне сказал довольно простую вещь: «Я хочу, чтобы зритель, когда будет смотреть это кино, хотел быть там: в этом доме, с этими героями». И так как я себя тоже могу отнести к такому зрителю, я просто отпустила фантазию, начала интуитивно набрасывать какие-то визуальные моменты, где бы я хотела быть, – вспоминает художник Маргарита Аблаева начало работы над проектом. – Во время читки сценария Леша придумал, что хозяева дома, где наши герои отмечают Новый год, уехали на каникулы, а дом решили сдать. То есть там есть определенная жизнь. Мы решили, что в доме будут детская, комната девочки-подростка, комната родителей и комната бабушки. Мы продумали, как жило это семейство, что там происходило, сочинили для себя некую историю, которая помогла нам в создании интерьера».

Поиски подходящего дома начались с фасада. Отталкиваясь от экстерьера художник Маргарита Аблаева вместе с режиссером и оператором стали продумывать возможную планировку с учетом всех мизансцен, и лишь после этого приступили к возведению декораций. «Поскольку я человек пришедший из театра, я считаю, что очень важно и для актеров, и для режиссера, чтобы декорации были обжитыми, – продолжает Маргарита Аблаева. – То есть когда в готовом пространстве проходит полноценная репетиция, когда актеры привыкают к этому пространству, вырабатывают некие рефлексы. Мы «Громкую связь» так делали, и сюда тоже принесли этот подход. И только он, по крайней мере на моей практике, позволяет сделать действительно живое, интересное пространство, которое работает, дышит, в котором есть атмосфера и настроение».

В итоге интерьер получился достаточно строгим, отчасти старомодным. А чтобы добавить в пространство эмоций, Маргарита Аблаева использовала картины художницы Анны Сиберт. «Аня – супруга режиссера Алексея Нужного. Без нее мы уже вообще ничего не снимаем, я даже и не думала, что в этом проекте могут быть чьи-то другие работы, – рассказывает Маргарита Аблаева. – Почти все произведения она сделала специально для фильма под интерьер. Картины – контрапункт в этом пространстве, они как некая эмоциональная составляющая этого спокойного дома. А потом они стали вдруг приобретать новый смысл. Мы так специально не задумывали, но получилось, что Анины работы стали также выражением, проявлением эмоций и чувств главных героев».

«Похожая история произошла и с детской комнатой. Когда я ее уже построила и послушала, какие там будут диалоги, я поняла, что разговоры героев начинают приобретать новый смысл: становится понятно, что это детские проблемы для взрослых. Есть в этом некий ход, который дает несколько иное настроение сцене, – продолжает Маргарита Аблаева. – На проектах с Алексеем часто случаются такие истории, когда ты сначала очень долго собираешь какой-то пазл, а потом он вдруг начинает работать и еще приобретать немного другой смысл. Это всегда очень интересно».

«Также, когда я прочла сценарий первый раз, поняла, что в доме должен быть портрет Аллы Борисовны Пугачевы. Мы с Лешей Нужным очень любим ее творчество, мы ее фанаты, и достаточно давно хотели что-то придумать с ее участием: либо чтобы пластинка была, либо плакат, либо песня, – признается Маргарита Аблаева. – И это просто мы с Лешей такой себе мини-праздник сделали. Пасхалку, как сейчас модно говорить».

И хотя основное действие сюжета разворачивается в доме, без натурных съемок было не обойтись. Но зима, как известно, в прошлом году выдалась очень теплая, бесснежная. «К тому моменту, когда мы приехали снимать натуру, снега не было. Мы посадили елки, развесили лампочки, поставили оленя под сосенку. А снега нет и нет, – вспоминает Маргарита Аблаева. – И каждый день к нам приезжала фура с искусственным снегом, разгрузить которую нужно было и не очень рано, чтобы снег не растаял к моменту команды «Камера! Мотор!», и не очень поздно, чтобы не пришлось ждать всей группе».

Для того же, чтобы снег красиво сыпался сверху, запускались снегомашины, распылявшие пену. Этот «снег» был сделан из собачьего шампуня. Дело в том, что на территории дома, где проходили съемки, живут гончие собаки. И снег должен был быть только из гипоаллергенного материала. «В итоге во время съемок сцены, где наши герои выпивают и закусывают на улице, мы пили мыльную водку, ели мыльные сыры, колбасы, помидорчики и огурчики, – вспоминает Леонид Барац. – Но сложность была еще и в том, что за звуком, который издает снегомашина, было совершенно не слышно, что говорит партнер. Но кричать-то нельзя – обычный снег же падает бесшумно, то есть нужно говорить естественно, как обычно. А считать по артикуляции, что реплика партнера закончилась, и ты уже можешь на нее отвечать, не так легко. Поэтому мы договаривались о каких-то движениях, жестах, чтобы в этом шуме было понятно, чья теперь очередь говорить».

Так и не дождавшись русской зимы в Москве и Подмосковье, артисты и съемочная группа отправились за снегом в город Апатиты в Мурманской области. По иронии, в день вылета в Москве пошел снег. В Апатитах же их встретил 12-градусный мороз и известие о том, что фура с костюмами попала в аварию, и поэтому часть нарядов утрачена. За сутки костюмерам удалось восстановить что-то из одежды, но с головными уборами вышла проблема. Поэтому всем актерам пришлось сниматься ночью в лесу с непокрытой головой. «Эти –12°C ночью в Апатитах показались всеми –50°C! «Так холодно мне еще никогда не было в жизни, – признается Ростислав Хаит. – Между дублями я засовывал свою лысую голову через окно в салон натопленной машины, чтобы хоть немного отогреться». «Да, мы все жутко промерзли, – вторит Камиль Ларин. – Перед каждым дублем к нам подбегал режиссер Алексей Нужный и говорил: «Ребята, я вас очень люблю, вы шикарные артисты. Давайте сыграем праздник, сейчас же Новый год!» Но мы не могли ответить ему тем же самым. Мы не могли искренне радоваться, мы просто изображали праздник, потому что было очень холодно». «А костюмы наших героинь и вовсе были совсем легкими, так как они нарядились в платья для празднования Нового года. И нужно было играть в этих нарядах ночью на морозе, да еще и в снегу, – добавляет Анастасия Уколова. – В таких условиях было тяжело разговаривать и дышать – настолько замерзали щеки и губы. У меня вообще было суперкороткое платье, поэтому во время моих сцен у меня так отмерзали ноги, что после них все дружно старались меня отогреть. При этом все равно было очень весело, потому что все друг друга поддерживали и относились с пониманием». 

«У «Обратной связи» новая тема, новая игра, новое высказывание. В этой комедии мы говорим о критике, об умении с ней работать. Мне кажется, это будет очень узнаваемо для русского человека. Отсюда и название – «Обратная связь», – рассуждает режиссер Алексей Нужный. – Это комедия о людях, которые благодаря настоящей дружбе справляются с обидами и неудачами. Эта тема во мне отзывается. Я сам хотел бы иметь большое количество настоящих друзей, которые бы принимали меня таким, какой я есть – кривым, косым, странным, злым или недовольным, чтобы не сталкиваться с их осуждением и обидами, чтобы не подбирать слова и форму поведения. «Обратная связь» – это про дефицит дружбы в жизни каждого из нас, но показанный в очень комедийной и аутентичной форме».

«Я думаю, название «Обратная связь» говорит само за себя. И мне это очень нравится. Название абсолютно отражает суть фильма и задает вопросы зрителям: нужна или не нужна обратная связь? И какая обратная связь? Накопленная годами или та, которую ты можешь получить сиюминутно в той ситуации, которая тебе не нравится. И насколько та или иная обратная связь может быть созидательной или разрушительной? – говорит Ирина Горбачева. – Я за то, чтобы люди учились разговаривать друг с другом и учились прояснять отношения, а не выяснять их в классическом понимании. Человек как пылесос, который забивает свой фильтр, и который нужно прочищать. Иначе все это накапливается, и пылесос выходит из строя и ломается. И люди, которые все больше скрывают, зажимают, внутри себя все равно переживают те самые моменты, которые не дают им покоя».

«Я, наверное, вряд ли сама стала бы играть в ту игру, которую затеяли наши герои в новогоднюю ночь. Но считаю, что нужно проговаривать проблемы и говорить правду, – признается Мария Миронова. – Но перед тем как говорить человеку какие бы то ни было претензии и недовольства, надо, чтобы он знал, насколько ты его любишь. То есть это такой важный момент, когда любовь и принятие человека пересиливают все остальные недовольства, какие-то упреки и претензии, и все негативное, что есть в нашей жизни».

««Фильм «Обратная связь» для меня про дружбу, про любовь, про то, что в любой ситуации с человеком надо говорить», – говорит Камиль Ларин. – Я считаю, конечно же, нужно говорить правду, нужно быть искренними и откровенными со своими близкими людьми. А обман лишь нужен, если ты понимаешь, что человеку твоя правда нанесет очень серьезный урон и удар. А если уж у тебя накапливается снежный ком недопонимания, то нужно потихоньку этот клубок распутывать, если тебе, конечно, дороги и ценны отношения с этим человеком. Поэтому «Обратная связь» для меня именно возможность разобраться во взаимоотношениях людей, понять, что не так, что-то исправить, где-то простить, где-то оценить, где-то уступить».

«Я по жизни такой человек, который всегда говорит близким и друзьям правду, и молодому человеку, и родителям. И я могу это делать резко и несдержанно, потому что я человек эмоциональный. Сейчас я работаю над собой, чтобы в каких-то моментах себя сдерживать и быть мягче, – признается Анастасия Уколова. – Для меня эта история о том, что нужно быть честным и искренним со своими близкими, но при этом правильно все преподносить, с любовью и теплотой, дабы не обидеть. В фильме можно увидеть, к чему приводит отсутствие доверительных отношений между партнерами, когда один из них что-то умалчивает или решает «проглотить» то, что ему не нравится. Поскольку все это, в конечном итоге, обязательно выльется в выяснение отношений не в самой приятной форме. Стоит говорить о своих мыслях, если человек настроен это услышать, принять, понять и вместе над этим работать и идти дальше. А когда тебя не слышат, все это бессмысленно. Поэтому «Обратная связь», наверное, о том, как правильно разговаривать друг с другом, и о том, как важно понимать, чувствовать и стараться уловить тот момент, когда человек готов тебя услышать».

«Фильм «Обратная связь» это не только игра, это некий кризис отношений, это то, что существует в каждой семье, в каждой компании, сидит ли она за столом, встречает ли Новый год, отмечает ли день рождения или собирается по поводу выпуска одноклассников 20 лет спустя. Есть недостатки, с которыми семьи или компании живут долгие годы и превращают эти недостатки не то, чтобы в достоинства, но в то, с чем можно уживаться. А есть некие проявления человека, когда ты уже не можешь терпеть, когда накипело, и тогда, конечно же, нужно об этом говорить. Но не в плане: ты плохой, ты надоел мне этим и этим, а конструктивно критиковать близкого человека. «Или, по крайней мере, говорить так, чтобы он услышал то, что ты хочешь донести, и то, что тебя в нем не устраивает», – говорит Александр Демидов. – Свои то ошибки признавать очень тяжело. А высказывать какие-то претензии и указывать на недостатки своим близким людям – невероятно тяжело. Но когда чайник уже настолько закипел, что свистит, и из него идет пар, тут невозможно себя сдержать. Поэтому для меня фильм «Обратная связь», как и «Громкая связь», это проверка отношений, дружбы, любви, понимания. И попытка услышать друг друга: того, кто говорит, и того, кто слушает. И если это основано на любви, то человек тебя услышит, а услышит, потому что поймет, что ты его любишь».