Top.Mail.Ru

18 и 20 мая в Михайловском театре состоятся премьерные показы оперы Петра Ильича Чайковского «Опричник».
Над созданием спектакля работают режиссёр Сергей Новиков и художник Александр Купалян. Музыкальный руководитель постановки – главный дирижер Михайловского театра Александр Соловьев.
Сергей Новиков, режиссер-постановщик: «Тема власти на сцене всегда очень чувствительна. Поэтому Чайковский, обращаясь к историческому опыту, который свидетельствует, что исключительная вседозволенность приводит к разрушительным последствиям для человека, для его личности и души, внёс ряд изменений в литературный сюжет. Опричнина просуществовала всего семь лет, в итоге Иван Грозный ее разогнал и под страхом смертной казни запретил употреблять само слово. Но вопреки всему вот уже почти пять веков определение «опричнина» продолжает жить в памяти народа, ассоциируясь с жестокими страницами нашей истории.
Наша задача — вновь открыть для публики эту интереснейшую оперу. Как говорил Фёдор Иванович Шаляпин, исполнявший партию князя Вязьминского, «Опричник», безусловно, обогатил бесценный ларец русской культуры».

Александр Соловьев, главный дирижер Михайловского театра: «Малоизвестный «Опричник» — предшественник больших симфонических и оперных полотен. Чайковский ищет инструменты глубинного воздействия музыки на человеческую психику. Для меня особенно интересно проследить зарождение стиля композитора, найти маленькие ростки, или густые ветви, а иногда мощные стволы, на которые он будет опираться в будущем. «Опричник» нуждается в подобном прочтении, а его воплощение на сцене – в серьёзной работе ума и души».


Главные партии в спектакле готовят Валентина Феденева, Ольга Черемных, Иван Гынгазов, Сергей Кузьмин, Екатерина Егорова, Светлана Токарева, Александр Безруков, Александр Кузнецов, Софья Файнберг, Вадим Волков.


• «Опричник» – третья опера Чайковского и первая, дошедшая до наших дней. Две предыдущих – «Воевода» и «Ундина» – не удовлетворили автора и были им уничтожены. Либретто композитор сочинил сам, сюжет заимствовал из исторической драмы Ивана Ивановича Лажечникова. Премьера прошла в Петербурге в апреле 1874 года под управлением Эдуарда Францевича Направника.


• Благосклонные оценки публики и критики – исключением был резкий отзыв Цезаря Кюи – не убедили в полной мере самого композитора в успехе. Хотя название закрепилась в репертуаре Мариинского театра – за полтора года спектакль прошёл 14 раз – Чайковский находил в «Опричнике» «неровность стиля» и «живые нитки».


• В этом произведении мы слышим Чайковского – оперного композитора – который находится в творческом поиске. Последующего за «Опричником» «Кузнеца Вакулу» он тоже впоследствии решил переделать. Так появилась опера «Черевички», которую, например, Святослав Рихтер считал лучшей из опер композитора. Но когда Чайковский, уже будучи признанным гением во всеоружии мастерства, вновь решил обратиться к партитуре «Опричника», чтобы переработать ее, сократить длинноты и повторы, скоропостижная кончина помешала довести дело до конца.



Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений