Папы выходят в кино ∞ zeitnotinfo.ru

23 февраля 2022 года в отечественный прокат выходит трогательный киноальманах о четырех папах разного возраста и профессий, столкнувшихся с разными жизненными испытаниями и семейными проблемами, в главных ролях которого снялись. Дмитрий Нагиев, Сергей Безруков, Юрий Стоянов и Вадим Демчог.

Четыре истории, в каждой из которых зритель может узнать себя, объединяет тема силы отцовской любви. Наши отношения с папами бывают самые разные. Но как бы ни переплетались наши судьбы, в любом возрасте мы остаемся для пап детьми. Разные судьбы. Разные характеры. Разные отношения. Работа одна – быть папой.

Идея фильма о наших главных защитниках, о самых смелых, строгих, но любящих – о папах была подсказана создателям проекта самой судьбой.

«Я считаю, что папы незаслуженно обделены вниманием в нашем обществе. У нас есть замечательный культ мам, и совсем мало внимания уделяется папам. Поэтому я считаю, это судьбоносно произошло, что с этого года мы будем отмечать не только «День мамы», но еще и «День папы». Ну, а наша картина станет ярким тому дополнением,» – отмечает продюсер и актер фильма Михаил Галустян.

Фильм не только логически продолжил добрую традицию, ранее начатую трилогией комедий «Мамы», но и объединил под своим началом четырех прекрасных режиссеров, чьи новеллы чудесным образом отлично дополнили друг друга.

«Выбор режиссеров – это всегда сложный процесс, но, наверное, не в случае этого проекта. Дело даже не в именах и регалиях, и даже не в моей интуиции, которой я часто руководствуюсь при выборе режиссера.

С Кареном Оганесяном мы работали и раньше, мне нравится его подход, у нас схожее видение. Анна Матисон, как мама, на мой взгляд, весьма эмоционально и очень чувственно отразила переживания героев в своей новелле. Сергей Юдаков изначально был сценаристом одной из новелл, и я предложил ему воплотить этот сюжет и как режиссеру, полностью доверившись. И вот в таком прекрасном окружении я смог внести и свою скромную режиссёрскую лепту,» – рассказывает с улыбкой продюсер и режиссер фильма Армен Ананикян.

В поисках сюжетов продюсеры картины много общались с друзьями и близкими, вспоминали собственные истории из жизни, но в конце концов выбрали и остановились на четырех новеллах о совершенно разных папах, в которых лучше всего было возможно отразить настроение и посыл зрителю. По мнению одного из продюсеров и актеров фильма Михаила Галустяна, «Папы» – фильм, который безусловно является не только комедией, но и разговором о важных и порой непростых вопросах: «Взаимоотношения родителей, вернее пап и детей, это ведь извечная тема. Все знают еще из курса русской литературы извечный вопрос «отцов и детей». Очень многие жизненные проблемы возникают из-за того, что в детстве были конфликты с родителями, с папами, с мамами, и во взрослой жизни эти гештальты надо закрывать. В какой-то степени наша картина как раз таки об этом. Что, к сожалению, мы с возрастом только понимаем, как важно все-таки сохранять отношения с родителями, причем не только с мамами, но и обязательно с папами. Я искренне надеюсь и даже уверен в том, что зрителям понравится эта картина, критики будут благосклонны, будет хороший уверенный прокат!»

Четырех таких непохожих пап, каждый из которых сталкивается со сложностями отцовства, которые им предстоит преодолеть сыграли популярные актеры Дмитрий Нагиев, Сергей Безруков, Юрий Стоянов и Вадим Демчог.

При этом Сергей Безруков, исполнивший одну из главных ролей в фильме, стал также продюсером проекта: «Этот проект – дань уважения и любви моему папе. Он был примером всегда и во всём, был и защитником, и другом. Помните, как в садике к 23 февраля все пели «папа может, папа может»? Я пел и думал про своего папу, что он может все – и плавать брасом, и спорить басом, и так далее. И теперь, работая над фильмом «Папы», я тоже думал про своего отца.

Особое значение имеет и общий контекст, ведь сегодня, проведя столько времени в изоляции, ощущая угрозу своему здоровью и здоровью родных, я думаю, мы смогли, как никогда ощутить родственные связи – их ценность и хрупкость. Такое кино как «Папы» вновь обращает наш взгляд на самое важное в жизни – семью.»

Творческая команда, отдельно каждой новеллы и всего проекта в целом, так хорошо сработалась за время производства фильма, что по словам продюсера и режиссера фильма Армена Ананикяна готова к новым совместным проектам: «Я надеюсь, что мы с этой же командой, может быть, создадим еще и «Папы 2». Потому что можно раскрыть еще много разных вопросов во взаимоотношениях отцов и детей. Так что, конечно, мы все надеемся, что зритель действительно хорошо примет наш фильм, что каждый папа узнает в этом фильме себя.»

ДОКТОР

Проект «Папы» объединил непростые истории мужественных и трепетных отцов, но особенно «звенящей» и актуальной для многих может стать новелла «Доктор», на которой Армен Ананикян выступил не только как продюсер, но и как режиссер – новеллу он снял вместе с Михаилом Погосовым, главную роль в которой исполнил Дмитрий Нагиев.

«Совокупно все наши новеллы о любви и умении прощать. При этом мы максимально хотели показать разнообразие образов! Папы и их истории ведь бывают самыми разными. Они – символ и стержень крепкой семьи, но нам было важно рассказать как раз, насколько хрупким может быть это стержень, при, казалось бы, сильном характере,» – рассказывает продюсер и режиссер Армен Ананикян.

Герой Нагиева, доктор Волков – детский врач, который отважно спасает тяжелобольных детей в операционной и решительно берется даже за самые сложные случаи.

Внезапно после очередной непростой операции, в которой Волков помогал своему коллеге, доктору Захарову (Марк Богатырев), героя Дмитрия Нагиева вызывают на врачебный консилиум. Его обвиняют в использовании не получившего лицензию препарата во время операций. Несмотря на все доводы о необходимости лекарства для сохранения детских жизней и аргументы о том, что заявки на лицензию были поданы не раз, доктора Волкова отстраняют от врачебной деятельности.

«Мне кажется, в современном мире роль отцов недооценивают! Мужчины тоже испытывают чувства, переживают, любят, ревнуют, а не только зарабатывают деньги и встречаются в бане с друзьями. Фильм об этой тоске мужчин… тоске по чувствам и ребенку!» – делится исполнитель роли доктора Захарова, Марк Богатырев.

«Один хирург-консультант высокого класса работал со сценарной группой ещё на подготовительном этапе. А в момент продакшена мы с большой операционной бригадой согласовали всю техническую составляющую процесса. Привлекли практикующих врачей, которые на месте рассказали и показали, как проводится операция. Утвердили каждое движение нашего героя-хирурга, его смысл, последовательность исполнения. И, мне кажется, в итоге всё очень неплохо получилось. Мы не ударили лицом в грязь! При этом, конечно, надо всегда понимать, что это художественное кино! И для авторов первичны всё-таки драматургическая линия и состояние персонажей,» – рассказывает Михаил Погосов.

Съемки большинства эпизодов проходили в реальной клинике, что помогло не только добиться реалистичности в кадре, но всем создателям прочувствовать обстоятельства и эмоции, о которых они рассказывают зрителю. Говоря о производстве новеллы, режиссер и продюсер Армен Ананикян отдельно отмечает важность погружения в роль актеров: «Мы с Дмитрием Нагиевым находились в стерильной зоне во время проведения реальной операции, чтобы проникнуться атмосферой процесса, и Дмитрий также прошел курс по логике поведения врача. Но я считаю, что тут во многом спасибо немыслимой способности Дмитрия погружаться в роль и так харáктерно и фундаментально передать образ – за этим можно было наблюдать бесконечно. Таких глубоких актеров у нас действительно не так много, и работа с Дмитрием Нагиевым – это просто удовольствие. Спасибо ему за этот симбиоз, который произошел в новелле, потому что то, как он проникся, как действительно глубоко принял эту роль – это феноменально.»

Режиссер фильма Михаил Погосов вспоминает, что особенно остро серьезность темы врачей и медицины ощущалась из-за эпидемиологической ситуации в стране: «Мы снимали наше кино в момент, когда пост-ковидные ограничения только-только начали сниматься. И, конечно, ощущение значимости врачей и медиков в целом в нашей жизни… оно очень сильно обострилось. Это прямо чувствовалось! Съёмки проходили на базе большой клиники. И вся группа видела огромное количество врачей, пациентов, наблюдала сложные, подчас тяжелые ситуации. Ведь мы работали и рядом с реанимационным, и с детским отделением. Я думаю, это чувствуется в самом кино. На самом деле, когда мы снимали в операционном блоке, какое-то такое ощущение крайней важности и ответственности профессии… оно прямо висело в воздухе. И группа внутри себя не раз это обсуждала.»

ОТПУСК

Еще одной особенной историей папы и ребенка стала новелла «Отпуск», снятая режиссером Анной Матисон. Это история о военном летчике Александре, роль которого исполнил Сергей Безруков. В его семье произошло пополнение – усыновили мальчика Максима. Режиссер признается: «Тема детских домов и приёмных детей со мной с детства. Помню, ещё не ходила в школу, когда нам со старшим братом мама предложила собрать игрушки для детского дома.  У нас самих было не так много игрушек, все мои умещались на две полки, но мы что-то смогли собрать. Я помню, как не могла уснуть и всё думала: как же так, за что же дети живут одни, неужели совсем никто о них не заботится? Этот болезненный вопрос остался со мной на всю жизнь.»

В фильме инициатором усыновления также становится жена главного героя Наташа (Карина Андоленко), которая с первого взгляда полюбила будущего сына, чего не скажешь о самом Александре. «Мой герой, как настоящий военный, не привык рефлексировать. Объективно, он хороший человек, любит свою семью. Но, когда приходит осознание, что мало одного решения, чтобы полюбить приемного ребенка, что чувство не приходит по приказу разума, ему становится нелегко», – рассказывает Сергей Безруков.

Чтобы лучше узнать друг друга и отдохнуть всей семьей, Александр, Наташа, их старший родной сын Степан и маленький Максим отправляются в отпуск в Сочи. Казалось бы, что может быть спокойнее и приятнее – лето, Сочи, море… Однако, свыкнуться с новыми семейными обстоятельствами оказывается не так-то просто. Чтобы порадовать жену и попробовать расположить к себе приемного сына, Александр решает исполнить мечту мальчика – Максим с самого детства хотел увидеть живого слона. Правда, оказавшись за кулисами гастролирующего цирка папа и сын встречаются один на один совсем с другим зверем – вырвавшимся из клетки тигром. Сергей Безруков вспоминает: «Мы создали ситуацию, когда подключается его сердце. Ведь мой герой – военный, защитник. Отец-защитник. Защищая, он открывается навстречу мальчику».

Съемки «Отпуска» стали самыми насыщенными за проект. Режиссер взялась за технически непростые обстоятельства, ведь ей нужно было снимать не просто-актеров-детей или актеров-животных – в кадре нужно было совместить эти истории. «Все знают, что снимать животных – дело плохо прогнозируемое. Но мы качественно проработали эти сцены заранее, разрабатывали сразу план А, Б и В. Подвели нас только хомячки. Их нашли художники-постановщики, и они были просто волшебные – активные, веселили нас весь день, и было очевидно, что эти красавцы станут украшением кадра. Однако, когда дело дошло до мотора, аквариум неожиданно оказался пуст – хомячки так долго нас всех развлекали, что устали, зарылись в опилки и легли спать,» – со смехом рассказывает Анна Матисон.

Хомячки, однако, были самыми безобидными представителями фауны на съемках фильма. Жаркий климат курортного города Сочи, ставшего основным местом действия новеллы как будто подготовил съемочную группу к работе с настоящими обитателями жарких равнин – слоном и тигром. Организовать работу с животными на площадке команде фильма помогали братья Запашные.

Отдельно встал вопрос не просто о съемке, а именно о работе актеров с животными. «Ване [Иван Рукша, исполнитель роли Максима] на момент съемок было всего 6 лет. То есть ему, конечно, интересно было посмотреть на слона, но один раз. А делать вид, что тебя это одинаково увлекает пять раз подряд с трёх ракурсов в час ночи – сложная задача для любого ребёнка. Но Ваня большой молодец и отлично справился,» – вспоминает Анна Матисон.

Отличную игру юных актеров отмечает и экранная мама ребят, роль которой исполнила Карина Андоленко: «Я очень люблю работать с детьми, и как-то у меня так карьера складывается, что я уже очень много мам сыграла. У нас мальчишки замечательные были в кино, они очень талантливые оба. Со старшим сыном [актер Алексей Онежен] мы уже работали, нам уже доводилось играть маму и сына, поэтому вообще было очень комфортно. Съемки с детьми – это всегда азарт, импровизация. Потому что, если ты хоть немного врешь в кадре или не включен на сто процентов, они сразу это как-то интуитивно чувствуют, им сразу становится неинтересно.»

Работа с маленькими детьми, и в принципе выбор эмоционально тяжелой темы детских домов, усыновления был не случаен, как признается сама режиссер: «Работа над фильмом началась как раз потому, что мы посещаем детские дома – мы с Серёжей поддерживаем фонд «Измени одну жизнь». А эта новелла как раз о том же. О возможности изменить жизнь, причем в нашем случае – не одну. Это и жизнь ребенка, и жизнь целой семьи.»

СЕМЕЙНЫЕ УЗЫ

Тему оставленных детей логически продолжает новелла «Семейные узы» режиссера Карена Оганесяна. «Знаете, невозможно избежать ошибок, на то они и ошибки. На чужих ошибках, наверное, умно учиться, но, как ни странно, без своих ты никем и не станешь. У меня, как и у всех людей случались какие-то разногласия с родителями, с отцами. Но мне кажется, важно эти вопросы не оставлять, нужно обо всем говорить, потому что все равно крепче родительской любви ничего нет. И как родители тебя любят никто другой так тебя не полюбит, это ведь безоговорочная любовь, она ничего не требует взамен. Я хотел эту мысль развить, поскольку у нас фильм про отцов, а, мне кажется, отношения ребенка и его папы – это такой важный фундамент, где невысказанные вещи могут очень сильно повлиять на твою дальнейшую судьбу,» – делится режиссер.

По сюжету Юлия (Анастасия Тодореску) – успешная бизнес-леди, которая готовится выйти замуж за своего молодого человека (Данила Якушев). Роскошная свадьба будет организована на теплоходе, папа жениха (Игорь Жижикин) уже мечтает познакомиться с будущим сватом… Здесь-то и возникает проблема, ведь Юлия – выпускница детдома. Чтобы не разрушать красивую историю, девушка решает нанять на роль отца неудачливого актера Василия Виноградова, в исполнении Юрия Стоянова.

Режиссер Карен Оганесян рассказывает, что неслучайно выбрал Юрия Стоянова на роль Виноградова: «Вообще, с дядей Юрой была мечта поработать, и вот она сбылась. Я его фанат. Это суперпрофессионал, его естественные импровизации какие-то на площадке – в комедии это только плюс. Большое счастье для режиссера поработать с таким невероятно талантливым, гениальным артистом. Я бы, как говорится, еще раз пошел в бой с ним.»

Свадьба на корабле, странные родственники жениха Юлии и в принципе идея «подсадного» отца не нравятся Василию, но все предыдущие попытки его агента (Олеся Железняк) найти хорошую роль для него не увенчались успехом, а потому он вынужден согласиться на эту аферу. «Иногда пойти на авантюру бывает полезно. С точки зрения морали я не берусь судить, так как я понимаю, что в жизни бывают такие ситуации, когда людям кажется, что решить вопрос по-другому просто невозможно. И все же это кино, то есть некая условность происходящего, чтобы зритель мог посмотреть на ситуацию со стороны, сделать выводы, примерить на себя,» – рассказывает Олеся Железняк.

Внезапно для скептично настроенной по отношению к «папе» Юлии, герой Юрия Стоянова оказывается настоящим профессионалом. Зная с каким трудом ему достаются роли, актер Василий Виноградов решает полностью погрузиться в происходящее и сделать все на высшем уровне. Герой Юрия Стоянова зачитывает своей «дочери» Юлии трогательную речь, которая растрогает не только всех присутствующих героев, но и тех, безусловно, кто смотрит фильм. Причем столь важная и эмоциональная сцена, которая по странному совпадению сближает ненастоящих отца и дочь, была записана всего со второго дубля. Юрий Стоянов считает, что такая точность достигается только при взаимопонимании актера и режиссера: «Подход к роли ищет не только артист, это совместная с режиссером работа – моя и Карена, безусловно. Подход к роли отца, человеку, у которого три дочери, довольно легко найти. Для этого необязательно попадать во все детали моего героя – быть алкоголиком, забытым и потерянным в профессии артистом. Для этого достаточно быть просто артистом и просто папой.»

Легким и быстрым съемкам по словам актеров способствовала и дружеская атмосфера на площадке, которую создавал Карен Оганесян. «Я работал с Кареном первый раз, и работалось просто замечательно. Очень люблю режиссеров, которые ставят задачу, а не надеются на какую-то самостоятельность актеров. Вот Карен – из таких, он ставит правильную, понятную задачу, очень хорошо работает с актерами,» – рассказывает Игорь Жижикин. Помимо прекрасного актерского состава и комфортных съемок особенный настрой задавала и основная локация новеллы – теплоход, который курсирует по Москве-реке. Чтобы получить самые красивые кадры, группа дожидалась позднего вечера, отмечает исполнительница роли Юлии, Анастасия Тодореску: «Самым запоминающимся было ночью стоять на крыше корабля и проплывать мимо Москва-Сити. Это было так красиво, завораживающе, время как будто остановилось на мгновение! Ради этого кадра мы несколько часов ждали, чтобы прошел дождь. Было сыро и холодно, но это того стоило!»

ОДИН ДЕНЬ

Историю, которая как бы объединяет все остальные сюжетные линии, рассказывает новелла Сергея Юдакова «Один день». Петя и Никита – два брата, которые росли без отца и, повзрослев, накопили к своему папе много обид. Поэтому естественной реакцией Петра (Владимир Веревочкин), когда он случайно находит в старых маминых документах фото, письма и вырезки из газет с упоминанием отца, становится желание отомстить. «Я много думал, пока готовился, о том, что большинство семей в России – неполные. Родители разводятся, и зачастую ребенок принимает сторону того родителя, с которым он остался. И, если он остался с матерью, он считает, что априори отец – плохой человек. Но нельзя ведь в ненависти жить, не зная, что случилось,» – делится Владимир Кочуров, исполнитель роли Никиты.

Стремясь разделить с младшим братом момент встречи с их главным обидчиком, герой Владимира Веревочкина практически дарит на день рождения Никите папку со всеми доказательствами. Правда, реакция у братьев совсем разная – именинник, сопротивляясь и нехотя, отправляется на съемочную площадку к отцу, Василию Васину, который оказался режиссером семейных комедий.

Вадим Демчог, исполнивший главную роль отца Никиты и Пети, с улыбкой рассказывает о своем герое: «В контексте знакомства с этой ролью у меня не было никакого подхода. Это судьба подбросила мне этот сценарий, потому что в нем произошло абсолютное узнавание – перед нами трудоголик, с головой ушедший в работу, заглушающий в этой работе некоторую травму, связанную с разводом, с распадом семьи. И, наверное, каждой творческой личности очень легко провести жизненные параллели, которые наполнили бы глубиной переживаний эту драматургию.»

Встреча с отцом идет не по плану, Петр бросается уезжать, отказываясь иметь дело с героем Вадима Демчог, и… сбивает Михаила Галустяна. Попытки решить, что же делать с потерявшим сознание актером, который является главным героем в новом фильме отца Никиты и Пети, заставляют героев вернуться к диалогу и встретиться лицом к лицу с семейными проблемами.  И этот одень день меняет их жизни. «Не бывает идеальных отношений. К сожалению или к счастью! Я искал персонажа исходя из своего опыта, хотя отец меня не бросал, просто искал отклик в душе. Многое родилось на площадке, родилось немного мимо сценария, но, по правде, и это учли, чему я был только рад,» – вспоминает процесс подготовки актер Владимир Веревочкин.

Съемки новеллы и правда проходили в несколько экспериментальном и импровизационном ключе, чего только стоят травмоопасные сцены – тут вам и драки, и ссоры, но главное – эпизод с аварией. «Сцена прорабатывалась с участием постановщика трюков, с каскадёром, также помогал художественный руководитель Армен Ананикян. Конечно же, первая реакция – не хотелось падать. И холодно, и твёрдо. Но Михаил же актёр, то есть представитель весьма адской по сложности работы. Считаю, он справился с задачей хорошо, но для всех это была тяжёлая насыщенная смена,» – рассказывает режиссер новеллы Сергей Юдаков.

Были и другие сложности при производстве фильма – длительный поиск локации, плохие погодные условия в дни съемок, сложный кастинг. Однако последнее, по признанию режиссера, в конце концов обернулось в положительную сторону: «Кастинг на этой новелле был самый сложный из-за сроков. Вот с Володей Верёвочкиным вышло интересно – думали-думали, и внезапно я вспомнил, что снимался у Карена Оганесяна в небольшом эпизоде, а в главной роли там был Володя. Очень требовательный к себе человек. Позвонил, поговорили, и актер заинтересовался темой отцов и детей. С Вадимом Демчог мне просто очень повезло, очень радостно, что согласился – он внёс местами неожиданную глубину – хотя его кино интересует несильно, его воздух – театр. И все актёры вели себя молодцом – жутко мёрзли, некоторые заболели потом, но никто не жаловался.»

Актеры с улыбкой вспоминают непростой съемочный период, который стал для них возможностью импровизировать, поскольку новелла снималась в очень сжатые сроки. «Работалось очень комфортно, все друг другу помогали, все что-то искали. Мы с Володей [Владимир Веревочкин] некоторые сцены прямо разбирали в грим-вагоне своем, потому что не сразу понятно было, что играть и как играть, вот мы так и докапывались до правды,» – вспоминает исполнитель роли Никиты, Владимир Кочуров. Актерам удалось в короткий срок отлично сработаться, и не просто сыграть, а прожить сцены тяжелых разговоров между отцом и сыном. Владимир Веревочкин, сыгравший роль старшего сына Петра, рассказывает о работе со своим экранным папой: «Вадим Демчог удивительно проникновенный артист и человек, мы друг друга подхватывали на очень тонких нотах, понятных только, как отцу и сыну!» С не меньшей теплотой вспоминает и сам Вадим Демчог работу на проекте: «Весь процесс съемочный был достаточно забавен. По сюжету речь идет о съемке фильма, и главное действующее лицо этой новеллы, мой герой – режиссер, снимающий детское кино. Поэтому общение отца с сыновьями, решение вопросов, накапливавшихся много лет, разворачиваются в очень забавных декорациях детского фильма о пиратах. И вот эти пространственно-временные смещения – кино-жизнь, жизнь-кино – они додумывались и дооформлялись уже по ходу съемок. Так что, я думаю, что и артисты, и вся съемочная группа, мы достаточно оттянулись в контексте всевозможных предложений, разворотов, ракурсов.»


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений