Прикоснувшиеся к Солнцу ∞ zeitnotinfo.ru

28 ноября 2023 в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына стартует выставочный проект «Прикоснувшиеся к Солнцу. В поисках стиля: авангард и реализм в среднеазиатском искусстве. 1920-1960-е годы».

В проекте исследуется уникальное явление – туркестанский авангард, который вобрал в себя не только традиции русской академической художественной школы и русской философии, но также и многогранное революционное футуристическое искусствоРоссии начала XX столетия, с привнесением традиций узбекского орнаментализма и яркости восточных красок.

Выставочный проект объединяет творчество и удивительные истории о художниках-авангардистах и коллекционерах, сохранивших для потомков их искусство. Это художники, работавшие в Средней Азии: Александр Волков, Виктор Уфимцев и Александр Николаев (Усто-Мумин) — создатели целой художественной школы XX века в советском Туркестане. С ними в разное время взаимодействовали художники Кузьма Петров-Водкин, Роберт Фальк, Павел Кузнецов и архитектор Владимир Шухов, чьи работы также будут представлены на выставке. В проекте исследуется и значение личностей Игоря Савицкого, его знаменитого «конкурента» — Георгия Костаки и Камиллы Грей, чья книга перевернула представление всего западного мира о значении русского искусства в мировом контексте и фактически положила начало всемирному триумфу русского авангарда.

В крупном межмузейном проекте и издании каталога принимают участие: Государственная Третьяковская галерея, Музей Востока, Псковский музей-заповедник, Фонд наследия русского зарубежья (ФНЗР), фонд «Марджани», продюсерская кинокомпания «ДокуМенталист», а также галерея «Веллум» и ряд частных коллекционеров.Выставка проходит в рамках многочастного проекта «Изменившие мир: российские художники и меценаты и формирование нового искусства в XX веке: Восток и Запад». Проект состоит из созданного ранее документального фильма «Ловцы солнца» (2023, авторы сценария: Любовь Агафонова и Юлия Вербицкая; авторы и продюсеры: Валдис Пельш и Елена Потанина); изданной специально к выставке книги (автор: Любовь Агафонова) и, собственно, самой выставки, включающей более 60 экспонатов живописи и графики, фотоматериалы, подлинные книги, изданные в начале прошлого века из музейных и выдающихся частных собраний.

Куратор, автор идеи выставки, искусствовед Любовь Агафонова: «Вопросу, как русские деятели визуальной культуры повлияли на художественные процессы как на Востоке, так и на Западе, посвящается уже третий проект, который я делаю в Доме русского зарубежья. На сей раз он о художниках-авангардистах, обосновавшихся в Туркестане. Экспозиция строится на пересечении судеб трех больших художников, “трех мушкетеров”.Удивительное переплетение судеб, отразившееся в их произведениях, заворожит всех любителей живописи».

Александр Волков — непререкаемый гений, сумевший передать сакральное звучание молитвы изобразительными средствами. Скульптурные, почти острые изломы его мазков, усиленные светотеневыми решениями красок: непривычных глазу, вырванных из синевы ночного неба, куда устремлялся взгляд мятущегося художника в поисках ангелов, в оправдании демонов.Но мистицизм на картинах Волкова был солнечным и радостным. Он не искал смысла бытия, а стремился к созерцательной радости. Именно он создал «вторую Троицу» и «ГранатовуюЧайхону», а его «Караваны» — поэтично-цветовые декларации нового мира в идеальном прочтении. Мира, где не будет войн и катастроф, а лишь будущее сияющее счастье.

Александр Николаев (Усто-Мумин) — утонченный посредник между восточной вывеской и русской иконой.Бывший белогвардейский офицер принял мусульманство и надел халат и тюбетейку — жест эстетский и метафизически ясный, можно сказать, даже закономерный для адепта русского символизма, литературного, эзотерического — того бешеного короткого периода «демиургов»и «шарлатанов», созданного в большой степени именно художниками Серебряноговека. Немного опоздавший родиться Александр Николаев, в Туркестане 1920-х годов продолжил работу своих предшественников из «Мира искусства», «Весов», «Аполлона» и «Голубой Розы». Он создал нечто уникальное, подвесив между небом и землей восточных ангелов и мудрецов, голубые иконописные фоны и житийные клейма с персидскими юношами.

Виктор Уфимцев — бунтарь-футурист, ставший председателем Союза художников УзССР. Уфимцев развешивал свои кубические творения на ветвях деревьев и карнизах домов. Надевал экзотические одежды и путешествовал на крыше поезда, дрался и писал манифесты. В середине жизни —чиновник, от которого зависела жизнь художников Средней Азии, а в конце жизни — вновь уловивший возвращение «авангарда»автор контрастных гуашей с синим восточным набором Ташкента, Тандера, Индии и Афганистана.

График работы Музея:

вторник, среда, пятница, воскресенье: 11:00–19:00

четверг, суббота: 11:00–21:00. Понедельник — выходной.

Билеты можно приобрести в кассе или на сайте музея https://www.domrz.ru/


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений