Top.Mail.Ru
Марис Янсонс

14 января, в день рождения выдающегося дирижера Мариса Арвидовича Янсонса, его память почтут в Мариинском театре исполнением Реквиема Джузеппе Верди. За дирижерским пультом — Валерий Гергиев, сольные партии исполнят Татьяна Сержан (сопрано), Екатерина Семенчук (меццо-сопрано), Сергей Скороходов (тенор), Станислав Трофимов (бас). Начало концерта в 20:00. 

Марис Янсонс родился в 1943 году в оккупированной немцами Риге в семье дирижера Арвида Янсонса и оперной певицы Ираиды Янсонс. В 1956 году семья переехала в Ленинград. Марис учился играть на скрипке и фортепиано в Средней специальной музыкальной школе при Ленинградской консерватории, где работал его отец. После «десятилетки» в 1962 году он поступил в Консерваторию, которую окончил с отличием по классам фортепиано и дирижирования. Его наставником стал Николай Рабинович, крупнейший советский дирижер, представитель великой петербургской (ленинградской) школы дирижирования. С 1969 по 1972 год Янсонс совершенствовался в Вене у Ганса Сваровски и в Зальцбурге у Герберта фон Караяна. Крупным достижением стала победа Янсонса на Международном конкурсе Караяна в Берлине в 1971 году. 

Долгие годы Марис Янсонс работал в Заслуженном коллективе России – оркестре Ленинградской филармонии, был ассистентом Евгения Мравинского, оказавшем большое влияние на молодого дирижера. Мравинский передал своему ассистенту особую любовь к музыке Дмитрия Шостаковича. С 1979 по 2000 годы Янсонс был главным дирижером оркестра филармонии Осло, в течение пяти лет был главным приглашенным дирижером Лондонского филармонического оркестра, в течение семи лет — музыкальным руководителем Питтсбургского симфонического оркестра (1997–2004). С 2003 года и до конца своих дней Марис Янсонс был главным дирижером оркестра Баварского радио. Среди его работ с этим коллективом особое признание получили интерпретации  симфоний Малера и Шостаковича. С 2004-го маэстро руководил также амстердамским Королевским оркестром Консертгебау. Лишь в 2015-м году он был вынужден расстаться с этим коллективом, отчасти из-за здоровья, отчасти — из-за желания больше времени уделять опере. На Зальцбургском фестивале Янсонс выступил дирижером-постановщиком опер «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича (2017) и «Пиковая дама» Чайковского (2018).

Гражданин мира, Марис Янсонс чувствовал себя дома в России, в Петербурге, в «Толстовском доме» на улице Рубинштейна, куда он возвращался после каждого турне. В России Янсонс выступал регулярно — хотя и не так часто, как хотелось бы российским слушателям. В 2008 году он сделал подарок своей alma mater — Петербургской консерватории, исполнив здесь «Кармен». В Мариинском театре Янсонс выступал в 2006 году на фестивале «Звезды белых ночей», на концерте к 100-летию Шостаковича. В Мариинском сегодня работают его дочь и внучка.

Перфекционист и трудоголик, Янсонс запомнился чрезвычайной требовательностью, внимательностью к деталям и тщательностью в подготовке к исполнению. С оркестрантами он никогда не позволял себе ни тирании, ни популизма. Во многих своих интервью Янсонс подчеркивал, что задача дирижера – найти то, что «стоит за знаками-нотами». Обладатель множества премий и наград, народный артист РСФСР,  почетный член Королевской Академии музыки в Лондоне, почетный член Общества друзей музыки в Вене, рыцарь Ордена Нидерландского льва Марис Янсонс был не только уважаем, но любим всеми, кому посчастливилось с ним общаться.

Марис Янсонс ушел из жизни 1 декабря 2019 года.