15 сентября в Строгановском дворце открывается выставка «Леонид Колибаба. Скульптура, графика», приуроченная к 70-летнему юбилею известного петербургского скульптора. В экспозицию войдет около 70 скульптурных и графических работ из коллекции Русского музея и собственного собрания мастера. Это первая персональная выставка Леонида Колибабы в Русском музее.
Экспозиция, представленная в залах и во дворе Строгановского дворца, призвана познакомить посетителей с творчеством Леонида Колибабы – известного современного петербургского скульптора, графика и педагога, участника неформального творческого объединения «Озерки – Деревня художников». На выставке показано около 70 скульптурных и графических работ разных лет.
В своем творчестве скульптор затрагивает вопросы истории («90-е», 1991), войны («Ужас бомбежки», 2020-2021), власти и веры, обращаясь к образам христианских святых, литературных героев («Дон Кихот», 2005) и своих современников. Особое значение для него имеет тема материнства («Венеция», 1998, «Из варяг – в греки», 2000) и образ Исиды («Девушка с кувшином», 1995), в различных вариациях которого он находит символ «начала начал», вбирающего в себя все этапы жизни человека от рождения до смерти.
С конца 1980-х годов важное место в искусстве Колибабы прочно занимают произведения на библейские темы («Святой мученик», 2010; «Святой Преподобный», 2019). Среди них, картина «Ферапонтов день» (1987), которая иллюстрирует ярмарочные гуляния, отличается наиболее оптимистичным настроением и содержанием. Работа «Благодатная ноша» (2000), имеющая притчевое значение, получила закономерное продолжение в произведениях 2000–2010 годов. Например, представленные на выставке композиции «Святой Христофор» (2000) и «Огненная колесница пророка Илии» (2008) связаны с темой ответственности, справедливости, возмездия и покаяния.
Леонид Колибаба создал немало портретов, но изображение конкретного лица для этого художника – лишь повод поразмышлять о человеке, о его судьбе в целом. Помимо скульптурных, мастер часто использует живописные и графические средства выразительности, иногда прибегает к вербальному языку высказывания, используя в качестве своеобразной фактуры тексты и надписи («Из записной книжки Александра Вампилова», 1987; «Реквием», 2005–2009). Почти во всех трехмерных работах Колибаба использует выразительные возможности линии и цвета. «Святой Христофор», представленный на выставке, является примером своеобразного синтеза скульптурно-графических приемов.
В своем творческом поиске Колибаба сосредоточился, по его собственному определению, на скульптуре для пространства, «вырастающей» из естественных природных форм. Отсюда любовь мастера к созданию скульптур из дерева и глины. Бронзу Леонид Колибаба использует в основном для создания уменьшенных вариантов своих работ.
Безусловное владение графическими средствами выразительности позволяет мастеру говорить о нем не только как о скульпторе, но и как о графике со своим художественным языком. И скульптурные, и графические произведения Колибабы фигуративны, но не реалистичны. Общефилософский подход к решению любой темы – это особенность его мышления, его способа работы.
Графическое творчество Колибабы не исчерпывается эскизами к скульптурам, к которым относится, например, «Благодатная ноша» (2009). Его рисунки кинематографичны и монументальны – каждый графический лист самодостаточен, но все вместе они образую целую историю («В регистратуре. Бабушка с красной авоськой», 2005, триптих). Образы, возникающие в листах серии «И снится мне город» (1991), триптиха «Хужир (Ольхон)» (2004), в пейзажах «Лодка у кладбищенской стены», «Часовня Святого Николая на Псковском озере», «Рыбацкий амбар» (2003), являются в творчестве Колибабы проявлением вечности.
Графическое творчество Колибабы включает акварели, смешанные техники (монохромный цикл «Неизвестные святые», 2010) и монотипии («Святые», 2012).
Изучение рельефов Георгиевского собора в Юрьеве-Польском вдохновило художника на целую серию рисунков, посвященных святым. На выставке эти работы представлены в отдельном зале: «Святые» (2012), «Святые воины» (2005-2009), «Небожитель» (2009), «Неизвестные святые» (2010).
Выставка продолжится и во дворе Строгановского дворца, где будет представлено 8 скульптур мастера. Временная экспозиция станет частью проекта по возрождению культурной жизни сада.
Познакомиться с творчеством талантливого скульптора и графика можно до 15 ноября 2022 года.
Выставка организована при участии Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга, АНО “Свободные художники Петербурга” и логистической группы “Адмирал”.