Структуры непокоя Виктора Казарина ∞ zeitnotinfo.ru

27 ноября в Западном крыле Новой Третьяковки Третьяковская галерея представит выставку современного художника Виктора Казарина, основателя русского неоэкспрессионизма и постсупрематизма. Проект является первым развёрнутым показом творчества мастера в галерее. В состав экспозиции вошли произведения разных лет из собрания семьи художника и коллекции Третьяковской галереи. Особенный интерес представляют работы, созданные в 1980-х – 1990-х годах – период интенсивных экспериментов и обретения узнаваемого авторского стиля.

Искусство Виктора Казарина – чистая импровизация, решительная и смелая. Через стихийную энергию ритмов и цветовых пятен художник погружает зрителя в состояние эмоционального шока, телесного ощущения присутствия неподвластных рациональному осмыслению сил. Его первым творческим наставником Казарина уже на излете «оттепели» стал Сергей Соколов – ученик одного из самых последовательных импрессионистов рубежа XIX–XX веков – Сергея Коровина. Занятия проходили в изостудии Дома пионеров Первомайского района Москвы в период с 1962 по 1966 год. Соколов выстраивал образовательный процесс прежде всего на основе классических образцов русской реалистической школы живописи: от Василия Поленова и Исаака Левитана до Аркадия Пластова. Об абстрактном искусстве Казарин узнал только во время обучения на художественно-графическом факультете Московского педагогического института (1966 – 1971).

Поиск актуального художественного языка и стремление к свободе самовыражения подталкивали Казарина к постоянным экспериментам с техникой и материалами, начиная с масла на холсте и заканчивая коллажами из газетных вырезок и этикеток, включением песка и битума в живописное пространство. Знакомство в 1981 году с Анатолием Зверевым – мастером импровизации и фигурой легендарной в среде московского андеграунда, вскоре переросло в дружбу, а затем и в творческий союз. Оба художника предпочитали работать, располагая холст на полу, но если Зверев оставался в рамках камерного формата и традиционных жанров натюрморта, портрета и пейзажа, то Казарин, склонялся к абстрагированию образа, сводя его к какому-то одному мотиву, воплощенному в монументальной форме. Именно в середине 1980-х годов складывается авторский стиль Казарина, впитавшего зверевский импровизационный подход, легкость и свободу художественного жеста, сохранив при этом самобытный узнаваемый почерк. Совместная творческая практика художников вылилась в серию работ 1986 года, подписанных «КАЗ» – «Казарин – Анатолий Зверев».


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений