Угрюм-река. На Первом канале
Угрюм-река

C 9 марта марта в 21.30 на Первом канале начнется показ экранизации романа Вячеслава Шишкова «Угрюм-река».

Сериал «Угрюм-река» – первая полная экранизация одноименного романа Вячеслава Шишкова. Книга легла в основу советского фильма, который в конце 60-х пользовался огромной зрительской популярностью. И в итоге признан киноклассикой отечественного кинематографа. Сейчас новая экранизация и новый взгляд на события. История Прохора Громова – мечтателя, капиталиста, первопроходца и преобразователя Сибири, идущего к цели, не жалея ни себя, ни других.

Многосерийный фильм «Угрюм-река» – возможность взглянуть на классическое произведение и актуальные до сих пор проблемы – стремления к наживе, нездоровому эгоизму и неуемной страсти под углом нынешнего времени. В центре сюжета — трагедия главного героя и история освоения Сибири. Масштабные съемки и экспедиции, потрясающий состав создателей и артистов обещают сделать фильм главным телевизионным проектом года!

Продюсер Денис Евстигнеев: «Мы ни в коем случае не хотим повторить фильм 1968 года. Мы экранизируем роман с новым поколением артистов. Это большое произведение про Россию, про людей, про человека, который захотел что-то сделать, про то, что на его пути произошло. Это фильм про страсть, в том числе про страсть этого человека достичь цели».

Полная экранизация книги Вячеслава Шишкова вбирает в себя оба тома романа. Проект Юрия Мороза –  отличается детальным подходом к сюжетным линиям книги, хотя при этом и не является дословным ее пересказом.

Режиссер Юрий Мороз: «На наш взгляд, в основе советской картины – тема классовой борьбы. Сегодня  эта тема нам кажется неактуальной, – поэтому мы акцентируем мелодраматическую и мистическую линии. Это не прямая экранизация романа. Мы придумали и дописали некоторые сюжетные линии, а также в корне изменили мотивацию главного героя Прохора Громова, сделав ее более понятной современному зрителю».

Продюсер Денис Евстигнеев: «Много у нас дополнено, я надеюсь, что органично, мы ни в коем случае не допустили по отношению к роману стилистических неточностей».

Производством телефильма занималась студия «Русский проект» во главе с Денисом Евстигнеевым, сценарий написала Мария Сапрыкина («САЛАМ МАСКВА», «Побег-2», «Паук» («Мосгаз»)) режиссер –  Юрий Мороз, снявший такие сериалы, как «Братья Карамазовы», «Пелагия и белый бульдог», «Инквизитор», «Игрок», «Операция «Сатана» («Мосгаз»).

В новом фильме удалось собрать звездный состав актеров. Среди них — Александр Горбатов, Александр Балуев, Юлия Пересильд, Софья Эрнст, Александр Яценко и Борис Каморзин, Юлия Хлынина, Дарья Мороз, Роман Мадянов, Юрий Чурсин и другие.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И СЮЖЕТ

В далеком 1928 году писатель Вячеслав Шишков выпустил в свет одно из главных своих произведений – роман «Угрюм-река». Основа произведения – реально существовавшая история, которую писатель узнал во время службы техником в Томском округе водных путей сообщения. Там он работал вместе с Николаем Ефимовичем Матониным — потомком богатейшего предпринимательского рода. Видимо, Матонин и рассказал Шишкову о жизни золотопромышленников енисейской тайги, ведь прототипами членов семьи Громовых в романе «Угрюм-река» стали купцы Косьма Куприянович, Аверьян Косьмич и Николай Ефимович Матонины, которых в крае считали кровопийцами и убийцами. В основе романа также – богатейший личный опыт самого Шишкова в качестве путешественника: с 1900 по 1920 год он проводил ежегодные экспедиции на реках Иртыш, Обь, Бия, Катунь, Енисей, Чулым, Лена, Нижняя Тунгуска и Ангара.

Угрюм-река — название не существующее, в романе описана река Нижняя Тунгуска, автор также немного изменил названия населённых пунктов: например, Подволочная — Подволошино, Почуйское — Чечуйск.

Отец и сын Петр и Прохор Громовы влюбляются в одну женщину –  роковую красавицу Анфису Козыреву. Чтобы избавиться от соперника, отец отправляет Прохора в опасный путь: поручает пройти непроходимую доселе Угрюм-реку. Прохор выполняет поручение, но возвращается в родное село совсем другим человеком: теперь он намерен покорить всю Сибирь. Постепенно жажда золота и одержимость собственным величием приводят Прохора к краху.

АКТЕРЫ И РОЛИ

Центральную фигуру в сериале сыграл Александр Горбатов, известный зрителям по фильмам «Ненастье», «Тихий Дон», «Мурка». На протяжении всей картины мы увидим преображение героя – из мечтательного и целеустремленного юноши в грозного и жестокого тирана. Изменения коснулись и самого актера – для роли Прохора Александр Горбатов сильно сбросил вес – с 110 до 87  килограмм.

Александр Горбатов: «Мы все, читая один и тот же роман, видим его по-разному. Мой персонаж совершает поступки, у него есть цель – добиться того, чего не добился никто до него, но у того, кто забрался высоко, в определенный момент может закружиться голова. В такие моменты мы ставим на кон все, идем на жертвы».

Роль отца Прохора – Петра Громова, разбогатевшего на нечестно нажитом наследстве, исполнил Александр Балуев («Жуков», «Кандагар», «Турецкий гамбит»).

Александр Балуев: «Мой Петр Громов – это сильный характер и, в общем-то, человек с несчастной судьбой, которого погубили его страсти. Он нашел опору в не им приобретенном благополучии, ослеплен чувствами, живет в каком-то бреду, заливаясь горькой. В этой истории очень много небанальных подходов к героям, к их развитию. Мне было интересно понять, что такое человек страсти, и что она может с ним сделать».

Не менее яркими получились в фильме и женские роли. Так, например, показать всю страстность характера красавицы Анфисы Козыревой, из-за любви к которой теряет голову сразу несколько мужчин, удалось Юлии Пересильд («Зулейха открывает глаза», «Золотая орда», «Таинственная страсть»).

Юлия Пересильд: «Мне не хотелось делать ее безумной соблазнительницей, потому что мне нравится, что она непоследовательна и парадоксальна – это притягивает мужчин. Мне кажется, что Анфиса – страстная натура, для которой недостаточно одной жалости. Временами ее можно даже ненавидеть».

А роль жены Прохора Нины Куприяновой – женщины, которая готова пойти на многое ради своей любви и семьи, исполнила Софья Эрнст («Союз спасения», «Содержанки»).

Софья Эрнст: «Нина Куприянова – девочка из хорошей семьи, которой родители дали возможность учиться. Она мыслит передовыми идеями, несмотря на то, что живет далеко от столицы, следует актуальным темам того времени, живет в некоторой степени даже идеями феминизма. Но все это романтичные размышления юной девушки, которая еще не сталкивалась с настоящей жизнью.

С течением времени взгляды Нины на жизнь и свое будущее меняются, и это отчетливо видно по ее поступкам».

Режиссер Юрий Мороз: «Мне нужно было, чтобы произошла трансформация с Ниной от девочки, которая «собирает бабочек» и прикалывает их в гербарий, до властной женщины, которая победила всех. И в итоге Нина, действительно, побеждает – самая слабая становится самой сильной, ведь в переломные моменты основная тяжесть ложится на женские плечи. Мужчина может сойти с ума, покончить с жизнью, а женщина все равно остается как база, как основа жизни».

В фильме зрители увидят еще много интересных и запоминающихся персонажей, история каждого из которых, без сомнения, заслуживает отдельного художественного произведения. К примеру, герой Юрия Чурсина («Побег», «Волшебник», «Мосгаз»), сыгравшего в фильме инженера Андрея Протасова, показал, что далеко не все были согласны с методами ведения бизнеса предпринимателями того времени.

Юрий Чурсин: «На моем герое завязана романтическая линия, и, поскольку Прохор Громов является этаким борцом с романтикой, потому что он слишком деятельный, ему некогда, в противовес Прохору существует мой герой, который полон этой романтики. Между ними происходит что-то похожее на конфликт идей и дела. И дело во многом берет верх над идеей».

Кстати, некоторые сюжетные линии рождались в фильме спонтанно, в ходе творческого процесса. Так было с ролью учительницы Кэтти, которую исполнила Юлия Хлынина. В процессе работы актриса увлеклась и играла так самозабвенно, что Юрий Мороз решил включить дополнительную линию в историю персонажа, и в результате роль Юлии увеличилась в два раза.

СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ И ЗОЛОТО

Но наиболее интересная история приключилась с персонажем Ибрагимом-Оглы – черкесом и верным другом Прохора. Сыгравшего его актера, Юрия Миронцева, создатели проекта нашли в прямом смысле по дороге на работу!

Режиссер Юрий Мороз: «В романе Ибрагим – черкес. И мы, естественно, искали артиста кавказской внешности, и у нас даже был утвержден актер из Грузии. Но у него возникли трудности с получением рабочей визы, и вот где-то за недели две до начала съемок мне приходит фотография от нашего художника по гриму: там Юра Миронцев в таком виде, в каком он в фильме – с большой рыжей бородой, бритый. Она пишет: «Посмотри, сейчас встретила в автобусе. Артист». А я смотрю и понимаю, что это точно тот, кто нам нужен. Я тут же пошел к Денису – это было в 2 часа дня, в 4 часа мы сделали ему пробы, и в 7 часов его утвердили. Давно с таким не сталкивался, это был самый настоящий случай».

В сериале зрители также познакомятся с большим историческим периодом нашей страны – временем «золотой лихорадки» в Сибири. В первой половине XIX века в этом регионе Российской империи велась неорганизованная массовая добыча золота, которая, с одной стороны, способствовала развитию торговли в Сибири, а с другой – стоила здоровья и даже жизни большому количеству людей, поскольку технический переворот в отрасли от ручного труда к автоматизированному произошел лишь в последней четверти века.

Режиссер Юрий Мороз: «Это история становления главного героя и история освоения Сибири. Прохор Громов обустраивает дикие таежные места, строит сталеплавильный завод, организовывает и упорядочивает жизнь вокруг. Обратной стороной его деловитости стало то, что по мере того, как он богатеет, в корне меняется его характер: он, из молодого человека, мечтающего «построить город Солнца», превращается в монстра».

О СЪЕМКАХ ФИЛЬМА

Съемки «Угрюм–реки» поражают своей масштабностью. Фильм снимали на Урале, в Минске, в Суздале, в Кинешме, Москве и Подмосковье. Подготовительный и съемочный период занял больше года. Особенно сложной была сибирская часть, так как съемки там связаны с труднодоступными местами, куда нужно было доставлять лодки, технику, а  удаленность от жилья составляла 100-150 километров. С точки зрения логистики этот проект создатели ленты называют одним из самых сложных – состоялось семь экспедиций, три локации были связаны с путешествием по реке. «Но главное, что зритель увидит на экране реальную природу, для нас была важна достоверность происходящего»,- рассказывает режиссер Юрий Мороз.

В фильме «Угрюм-река» много натурных съемок. Так, завораживающие по красоте кадры пролетов на рекой и тайгой, которые зрители увидят в начале каждой серии, были сняты на реке Мана под Красноярском. Непростыми получились съемки на реке Исеть на Урале, где актерам на лодке пришлось преодолевать пороги. «В нашей ситуации съемки с дрона были единственной возможностью. Нужен был объем, его можно было увидеть только сверху. Раньше мы бы этого не сняли – не нашли бы такого количество вертолетов. Для меня очень важно, чтобы в картинке была сенсорика, чтобы это было неподдельно, чтобы была бурлящая вода, скалы, тайга, на лодке плыли актеры, а не дублеры», — делится режиссер Юрий Мороз. Шестиметровую деревянную лодку привозили на машине и спускали на воду за 50 метров до порогов. За съемочный день можно было снять всего два дубля.

«Я здесь построю город».

Продюсер Денис Евстигнеев: «Мы пытались снять все честно, не на крупных планах, а на фактуре. Декорации строились в каждом из пяти городов. Эти локации не были отдельными и должны были сойтись в монтаже, например, в резиденции Громова. Это была невероятная по масштабу работа!» Например, город Громов, который Прохор построил в тайге. Когда–то в молодости он увидел излучину реки и сказал: «Я здесь построю город». Это – сняли на Урале. Потом в эту излучину создатели вмонтировали тот город, который он построил. Начинается он с нарисованной с помощью компьютерной графики башни. Имение снимали в Подмосковье в Середниково, бараки и дамбу – в Минске, а завод и лесопилку– на Урале. «Это все собрать воедино было непросто, каждый момент необходимо было учитывать на съемках, чтобы все соединялось художественно», – объясняет режиссер Юрий Мороз.

Но со съемками на натуре были связаны и дополнительные трудности. Уральская погода то и дело преподносила сюрпризы, усложняя съемочный процесс. Нужно снимать сцену с дождем, а на улице +30°, и наоборот. Мешали не только капризы природы, но и надоедливые насекомые.  Кроме того, создатели фильма столкнулись с отсутствием настоящей зимы. А в фильме зрители увидят снежную сибирскую зиму! Весь снег в фильме –  искусственный или нарисованный.

Подготовка к съемкам заняла продолжительное время. Над фильмом работала команда профессионалов, за плечами которых не один исторический фильм. Нужно было найти натуру и интерьеры, сшить сотни исторических костюмов. Гримеры подготовили около пятидесяти париков и бород всех цветов и размеров.

Художник по костюмам Лариса Лебедева, художник постановщик Александр Максимович, художник по гриму Наталья Горина, художник по реквизиту Александр Пугачев глубоко вникали в каждый вопрос, изучали архивы и материалы о купеческой жизни в Сибири, этнографические материалы о тунгусах, фото и документы о строительстве заводов и мануфактур и разработке золотых приисков. «Грим и костюм, вся визуальная часть – абсолютно блестящая, и я очень  благодарен нашей команде. Мы не хотели, чтобы герои выглядели ряженными. У нас получилось все органично!» – говорит продюсер Денис Евстигнеев.

По словам художника по костюмам Ларисы Лебедевой  («Куприн», «Мосгаз») основная задача была исторически подлинную вещь максимально облегчить, что-то в нее привнести. Референсами были картины художников-передвижников. А у Прохора и Синильги в мистических сценах использовали китайские мотивы. Костюмы тунгусов шили вручную и даже консультировались с шаманом, который сказал, что костюм правильный и «даже пахнет шаманом».  Поскольку между первой и второй частью фильма проходит 10 лет, меняются герои и их характеры: если у молодого Прохора в костюме вначале преобладает лен, холст, то в финале – сюртуки и костюмы.  

Роковая красотка будет рыжей!

Образ Анфисы будет необычным. Актриса с режиссером придумали, что роковая красотка будет рыжей!По словам режиссера «Анфиса – другая, просто даже по отношению ко всем остальным. А у рыжих людей почему-то всегда какая-то особенная жизнь и судьба. Анфиса – она раздражитель для всех». Для платьев Анфисы выбирали специально яркие цвета. Хотя это не имеет полного соответствия исторической достоверности, но это работает на образ.

По словам художника по гриму Натальи Гориной (Лучшая работа художника по гриму и пластическим спецэффектам – «Золотой орел» 2020 за фильм «Тобол») завивали героинь Софьи Эрнст и Юлии Хлыниной настоящими старинными железными «марселевскими» щипцами, которые накаливались на газовой горелке. Современными бигудями такую завивку сделать невозможно.

Дух злой шаманки Синильги является Прохору в переломные моменты жизни. Она похоронена недалеко от резиденции Громово, и Прохор часто приходит к ее гробу. По словам художника-постановщика Александра Максимовича мрачное сооружение на сваях на холме производило мистическое ощущение на всю съемочную группу. Рассказывает режиссер Юрий Мороз: «Тунгусы все, что хотели сохранить, поднимали на столбы, чтобы уберечь от диких животных. Это некое место силы. Главное было – найти ему место – он должен был стоять высоко на обрыве. Это пространство отличается от всей остальной жизни. Синильга в фильме олицетворяет природу. Она появляется в лесу, под водой, в замерзшей реке,  на качелях. Я хотел, чтобы она была царицей огня, воды, леса  и т.д. Мне интересно было придумывать фантастическую реальность».

Башня Прохора.

По сюжету романа главный герой построил в своей резиденции башню, которая возвышается над всем окружающим пространством: над тайгой и над рекой. Большую часть времени он проводит в башне, где располагается его рабочий кабинет, и оттуда руководит своим производством. Башня Прохора – это соединение Азии и Европы. «Художник-постановщик Александр Максимович проделал огромную и сложную работу.  На первом этаже стояла динамо-машина (машина, посредством которой, при пользовании механической работы, получается электрический ток) и различная машинерия, которая обслуживает резиденцию Прохора».

Как мыли золото, и какие застолья были в Сибири.

Одна из запоминающихся сцен в фильме – большое застолье в семье Петра Громова. Реквизитор Александр Пугачев изучал, что ели в купеческих семьях именно в Сибири, как это подавали на стол. Блюда зачастую были сезонные и готовились они специфически.  «Я консультировался с поварами, которые занимаются русской кухней – что как подавалось, с чем, сколько было смен блюд. Ели крепко, не так как сейчас. У нас наливочки были бутафорские, конечно, но вообще в Сибири ценились ягодные, а еще больше настойки от 17 до 40 градусов, хреновухи, медовые напитки – наименований было бесконечное множестhttps://www.1tv.ru/-/dhugnво. Это была целая культура, которая сейчас почти полностью потеряна».

Частные старатели мыли золото лотками, но они снимали только «золотую пенку». А золотые прииски вели разработки уже машинами, вплоть до паровых машин, чтобы снять больше золота даже с бедных месторождений за счет обогащения руды. «Золотой амулет Прохора делали из меди, и затем он был позолочен, чтобы получился правильный цвет и сияния. А промысловое золото изготовляли по геологическим образцам и затем напыляли золотой краской», – рассказывает художник по реквизиту Александр Пугачев.

О МУЗЫКЕ

Композитор проекта – Юрий Потеенко, он один из самых известных и востребованных кинокомпозиторов в России. На его счету работа над более чем 75 проектами, в числе которых фильмы «Русская игра», «Человек у окна», «Поддубный», «Метро», «Анна Каренина. История Вронского» и сериалы «Пепел», «Примадонна», «Наваждение», «Клетка», «Хождение по мукам», «Анна Каренина» и многие другие. Музыкальный продюсер сериала – Антон Шварц.

«Я старался, чтобы музыка для этого сериала была русской по своему характеру и колориту и чтобы она раскрывала масштаб событий и личностей героев. В этот раз я в определенном смысле традиционен – использовал русские интонации и этнические инструменты. Особенно много этнических мотивов и напевов в той части, которая связана с образом тунгуски-шаманки Синильги. Для нас важно, чтобы музыка органично сочеталось с сюжетом, событиями и героями сериала, и в то же время очень хочется, чтобы она была красивая», – рассказал композитор и дирижер проекта Юрий Потеенко.

Особый колорит музыкальному оформлению сериала придает не только использование традиционных сибирских инструментов, но и симфонические инструменты, использованные в новом качестве: «Кроме того, что флейта, гобой и кларнет принимают участие в оркестре как традиционные инструменты – для них прописаны соло, в которых музыкальный материал имеет абсолютную этническую подоплеку»


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений