Василий Чекрыгин в Новой Третьяковке ∞ zeitnotinfo.ru

К 125-летию со дня рождения Василия Чекрыгина Государственная Третьяковская галерея !6 июня открывает расширенную экспозицию произведений художника и знакомит посетителей с наследием едва ли не самого гениального графика начала ХХ века. Впервые перед публикой предстанут 20 графических шедевров из серии «Воскрешение мертвых» (1921–1922) — цикла, знаменующего заключительный этап творческой эволюции художника.

Третьяковская галерея хранит в своем собрании одну из лучших музейных коллекций
графики Чекрыгина. Она насчитывает около 450 произведений, большая часть которых поступила
в 1970–1980-е годы из семьи художника. История комплектования коллекции
связана с именем известного искусствоведа и музейного деятеля А.В. Бакушинского. В 1923
году он организовал в Цветковской галерее посмертную выставку произведений
Чекрыгина и способствовал поступлению в Третьяковскую галерею от вдовы художника 30
первоклассных рисунков. Далее коллекция пополнилась работами, подаренными Галерее
крупным специалистом по истории графики А.А. Сидоровым (1969) и известным коллекционером
русского авангарда Г.Д. Костаки (1977). Расширенная экспозиция произведений Василия
Чекрыгина, персональная выставка которого прошла в Третьяковской галерее в 2017 году, еще раз
говорит об исключительной важности художника в истории искусства ХХ века.

Знакомство с философией русского космизма было важным событием в жизни художника.
Прочитав на излете 1920 года книгу «Философия общего дела» Николая Фёдоровича Фёдорова,
потрясенный Чекрыгин решил посвятить себя фёдоровской идее преодоления смерти. За короткий
срок художник исполнил большую серию рисунков и ряд живописных произведений,
непосредственно связанных с учением Фёдорова и посвящает «памяти великого праведника и
учителя» собственный трактат «О Соборе Воскрешающего музея» (1921). Он решился на
радикальное высказывание – задумал воплотить такой музей-храм в реальности, но 3 июня 1922
года трагически погиб, попав под поезд на подмосковной станции Мамонтовка.

В камерной экспозиции, состоящей из нескольких частей, будет представлено раннее
творчество художника, иллюстрации к трактату «О Соборе Воскрешающего музея», а также
графические листы из серии «Воскрешения мертвых». И хотя тема «Воскрешений» пластически
«вырастает» из более ранних серий («Бытие», «Восстание», «Голод») и развивается параллельно с
ними, очевидна обособленность собственно «федоровской» страницы в искусстве Чекрыгина.

В этой связи, необыкновенно важны попытки восстановления целостного замысла музеяхрама. Судя по воспоминаниям современников, пять взаимосвязанных графических эскизов фрески
должны были стать композиционным центром среднего пояса настенной росписи. Здесь фигуры
воскрешаемых еще только восстают из небытия, освобождаются из плена смерти. В последующих рисунках мастер уже стремится создать «очищенный образ просветленной плоти», погружая своих героев в световые потоки, добиваясь впечатления тончайшей прозрачности, эфемерности телесного начала. Мистические иллюстрации к рукописи трактата «О Cоборе Воскрешающего музея» по-новому раскрывают темы «претворения плоти в дух» (сюжет картины 1913 года) и непрерывных преображений материального и духовного в самом акте творчества.

Мысли о преображающей роли искусства не оставили Чекрыгина до конца его жизни. В
статье, опубликованной в журнале «Маковец» (1922, № 2), он рассуждает о способности художника
облекать отвлеченные схемы философов в образы, «прозревая идею единства, просвечивающую
сквозь материю как являющую реальность красоту».

Проект дает редкую возможность публике ознакомиться с наследием мастера, художникамистика и провидца, стремившегося осуществить уникальный для прошлого столетия духовный и
художественный проект.


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений