Василий Суриков в Русском музее ∞ zeitnotinfo.ru

В Корпусе Бенуа Русского музея открылась юбилейная выставка великого живописца Василия Ивановича Сурикова (1848-1916). На экспозиции представлено более 120 произведений живописи и графики из Петербурга, Москвы и Красноярска – тех самых городов, с которыми были неразрывны связаны судьба и творчество художника. Посетители увидят шедевры собраний Русского музея, Третьяковской галереи, Красноярского художественного музея, а также Музея-усадьбы В.И. Сурикова, Московской Духовной Академии, Московской галереи Ильи Глазунова.

Первая столь масштабная выставка произведений Василия Сурикова почти за 90 лет покажет признанные шедевры художника – «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин», «Боярыня Морозова» (ГТГ), «Меншиков в Березове». Впервые Русский музей показывает Сурикова не только как мастера исторической живописи, но и религиозной ─ полотна художника на религиозную тему из разных музеев собраны в отдельном зале. Особое внимание привлекает крупное полотно «Милосердный самарянин» (1874, Красноярский художественный музей). За него Суриков был удостоен малой золотой медали Академии. После окончания Академии художникподарил картину Петру Кузнецову, городскому главе Красноярска, своему «самарянину», в знак благодарности за оказанную ему поддержку во время учебы.

«Наша выставка станет серьезной площадкой для познания, кто такой Василий Суриков, какое место он занимает в русской художественной традиции и нашем искусстве, что нового он привнес, потому что через его творчество открывается огромное количество тем, которые интересны людям. И как только мы поняли, что нужно показать Сурикова так объемно, интересно, захватывающе, мы осознали, что все на этой выставке должно быть впервые. Конечно, это и работа дизайнеров, архитекторов, которые в кратчайшие сроки предложили нам яркие и смелые решения, открытия научных сотрудников, просветительского и мультимедийного направления. Главная идея нашей выставки – воссоздать творческий путь гениального художника и через призму этого значительного явления продемонстрировать многогранный образ исторической России. Уверена, что в каждом наша выставка оставит невероятное чувство гордости за нашу страну, нашу историю, наше национальное искусство, давшее миру гениев подобных Василию Сурикову», ─ отметила генеральный директор Русского музея Алла Манилова

Одно из последних произведений Сурикова – колоссальная картина «Степан Разин» (1906, ГРМ) экспонируется после сложной реставрации, произведенной лучшими специалистами Русского музея. Посетители смогут увидеть эту грандиозную картину такой, какой ее видел сам художник и его современники. Тема казачества имела особое значение для Сурикова – выходца из семьи потомственных казаков. На первом эскизе рядом с Разиным была персидская княжна; есть версия, что в ее образе Суриков изобразил свою покойную жену. Позднее художник отказался от изображения княжны. Когда допытывались, где она, Суриков, создававший не иллюстрацию к песне, а серьезное историческое произведение, не без раздражения говорил, что Разин ее утопил, указывая на то место на картине, где по воде расходились круги. При работе над образом атамана живописец использовал, в частности, автопортретный этюд.

Темы «женского идеала» и драматической женской судьбы занимают особое место в творчестве Сурикова. Полотно «Посещение царевной женского монастыря» (1912, ГТГ), представленное на выставке, было создано под впечатлением от книги Ивана Забелина «Домашний быт русских цариц». Сурикова тронула судьба юных царевен в средневековой Руси, которых держали затворницами в теремах, а потом им порой оставался только один путь – пострижение в монахини.

Картина «Благовещение» (1914, Красноярский художественный музей) – последняя крупная законченная работа Сурикова. Еще до поступления в Академию он обращался к теме Благовещения, копируя гравюру Владимира Боровиковского. Спустя десятилетия художник вернулся к этому сюжету, предложив зрителю свою необычную интерпретацию.

Уникальное и трагическое по звучанию произведение, практически неизвестное публике – «Исцеление слепорожденного» (1888, Московская духовная академия). Оно было создано Суриковым под влиянием безвременной кончины его жены. В нем – духовное прозрение Сурикова, обратившегося к религии как к источнику силы, способной поддержать его в безмерном горе.

Работая над эпическим полотном «Боярыня Морозова» (1884-1887, ГТГ), Суриков стремился найти прототип для каждого персонажа, на что уходили месяцы. Нужных ему натурщиков он отыскивал в монастырях, на кладбищах и рынках, а потом заставлял подолгу стоять на снегу, исполняя множество этюдов и добиваясь выразительности каждого героя. Многие из них являют собой поистине собирательные образы, очерчивающие целые явления русской жизни. Владимир Стасов дал полотну высочайшую оценку: «Суриков создал теперь такую картину, которая, по-моему, есть первая из всех наших картин на сюжеты русской истории». Тем не менее, многие порицали Сурикова за якобы пропаганду церковного раскола.

Мощно звучит в творчестве Сурикова тема Сибири – его родины, сурового края героев и первопроходцев, ссыльных и каторжан. С ней связаны два шедевра художника, представленные на выставке – «Меншиков в Березове» (1883, ГТГ) и «Покорение Сибири Ермаком» (1895, ГРМ).

Интерес Сурикова к фигуре Меншикова был вызван не столько превратностями судьбы «полудержавного властелина», в одночасье оказавшегося в сибирской глухомани, сколько возможностью создать на картине мощный национальный характер, не сломленный невзгодами. Друг и коллега Сурикова, Михаил Нестеров, обнаруживал в этом полотне поистине «шекспировскую драму». А воплотить ее помогла ненастная погода, которую семья Сурикова пережидала, собравшись у стола. Дождь, окно, группа близких людей, грусть… «Меншиков! Меншиков в Березове! Он сразу представился мне живым во всех деталях, таким, как в картину вписать!» – вспоминал Суриков.

«Покорение Сибири Ермаком» – самое крупномасштабное полотно в наследии Сурикова. Работая над картиной, он побывал на Дону, где искал типажи для образов казаков, в Хакасии, где писал татар, на севере Сибири – месте решающей битвы. Николай II сказал, что «эта картина должна быть национальной и быть в национальном музее» и приобрел полотно за 40000 рублей – рекордную для картин русских художников сумму. Скульптурное изображение Ермака (1891, ГРМ) работы Марка Антокольского, представленное рядом с полотном, приближает эту историческую фигуру к зрителю, подчеркивает ее значение.

Посетители выставки увидят известные полотна «Взятие снежного городка» (1891, ГРМ) и «Переход Суворова через Альпы» (1899, ГРМ) с этюдами и эскизами к нему.

«Взятие снежного городка» знаменовало возвращение к творчеству страдавшего от депрессии после смерти жены Сурикова, который, по его словам, «к большой жизнерадостности перешел». Эта яркая и пестрая картина отличалась от прежних творений Сурикова, связанных с историческими коллизиями. Взятие снежного городка на Масленицу он видел еще в детстве. На сей раз по его просьбе сельская молодежь устроила инсценировку, а натурщиками стали родственники и знакомые Сурикова.

В «Переходе Суворова через Альпы» Сурикову удалось создать выразительные образы «народного героя» Суворова и его «чудо-богатырей». Он проделал огромную подготовительную работу: искал необходимые ему физиономические типы, изучал в музеях военную форму павловского времени. Ради достоверности пейзажного фона он побывал в Швейцарии. И все же для большей выразительности Суриков отступил от исторической правды. Василий Верещагин отмечал, что при спуске по склону солдаты отомкнули бы штыки. Конь тоже не подошел бы так близко к обрыву. Но главное, что картина полюбилась публике и была приобретена императором для только что учрежденного Русского музея.

Поздние женские и мужские портреты Сурикова составили ему в конце жизни репутацию выдающегося портретиста. Обращает на себя внимание «Сибирячка» (1909, ГРМ). Сурикова интересовали женские образы, в которых, как он сам говорил, была «красота особенная: древняя, русская».

Особый пласт творчества Сурикова – произведения, созданные им во время путешествий за границу. Поездки были сравнительно редкими, а поглощенность «русской темой» не позволяла Сурикову-живописцу отвлекаться на иностранные сюжеты. Но в путешествиях раскрывался талант Сурикова-акварелиста, запечатлевшего в рисунках природу и памятники южной Европы.

Впервые в рамках выставки был создан специальный просветительский зал, где школьников и посетителей всех возрастов ждет диалог с нашими лучшими специалистами в рамках масштабной просветительской программы. Эпицентром этого зала стало генеалогическое древо Суриковых – Кончаловских− Михалковых, которое Русский музей получил от Никиты Сергеевича Михалкова на время выставки. Также впервые в истории Русского музея классическая выставка дополнена уникальной мультимедийной программой, адаптированной для посетителей всех возрастов.

Особый раздел выставки посвящен графическому наследию художника, которое крайне редко демонстрируется публике. Экспозицию дополняют произведения народного прикладного искусства из богатейшего собрания Русского музея, помогающие ощутить достоверность предметного и духовного мира в картинах Сурикова.

Выставка продлится до 13 мая 2024 года


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений