7 ноября в Большом зале Петербургской филармонии под управлением одного из самых востребованных и харизматичных дирижеров мира Владимира Юровского выступил Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова, солистка – сопрано Светлана Создателева. По словам Владимира Юровского, за два дня до назначенной даты концерт был под угрозой срыва, так как дирижер не мог попасть на территорию России. Выступление состоялось вопреки обстоятельствам, оно вошло в цикл «Российские и зарубежные оркестры и ансамбли», приуроченный к первому юбилейному сезону Петербургской филармонии: в июне 2021 года старейшая концертная организация страны отметит столетие. Цикл открылся 10 октября выступлением Михаила Плетнева и Российского национального оркестра.
«Я пользуюсь случаем поздравить вас со столетием замечательной Петербургской филармонии и сказать, как мы счастливы, что нам все-таки несмотря ни на что удалось приехать сюда. За этот печальный год мы уже привыкли к тому что объявления “концерт отменен” или “концерт переносится” стали повседневной рутиной. Меняются программы, меняются исполнители, вы все знаете почему. Так вот сегодняшний концерт еще позавчера вечером был под угрозой полного срыва, – обратился Владимир Юровский к публике перед началом концерта, – Связано это было с тем, что дирижер сегодняшнего концерта физически не мог попасть на территорию России. Потому что у него был вернувшийся из лаборатории негативный тест на COVID-19, но он был в телефоне, а на границе его известили о том, что тест обязательно должен быть распечатан. <…> В итоге меня отправили домой. Я был готов в тот же вечер приступить к работе со своим оркестром, который не видел с января. Но попасть в Москву я смог только на сутки позже, и нам надо было принимать какое-то решение».
Сложность заключалась в том, что в программе концерта была заявлена сорокаминутная сюита из музыки оперы Вагнера «Гибель богов», которую нынешнее поколение музыкантов Государственного академического симфонического оркестра имени Е.Ф. Светланова никогда не исполняло, подготовить которую при потере одной репетиции не представлялось возможным. В итоге было принято решение, во-первых, наряду с запланированной ранее вагнеровской «Зигфрид-идиллией» исполнить не всю сюиту «Гибель богов», но только заключительную сцену – последние 20 минут оперы, которые часто исполняются как отдельный номер. Также решено было поменять порядок исполнения сочинений: концерт начался с музыки Вагнера, а завершился исполнением Седьмой симфонии Бетховена.
«Дело в том, что мы очень трепетно относимся к каждому приезду в Петербург, и каждый раз для нас это огромная честь и огромное счастье. И я не могу позволить ни себе, ни своим коллегам демонстрировать наши выдающиеся способности в чтении с листа и не хочу этого делать, потому что это не честно, – объяснил свое решение Владимир Юровский, – Вот то, что мы за этот один репетиционный день освоили, мы вам сегодня покажем. Я надеюсь, вы в этом найдете для себя не только музыкальное наслаждение, но, может быть, это заставит вас задуматься о чем-то еще, потому что мостик от Вагнера к Бетховену, а не наоборот, на самом деле крайне важен в наше время: апокалиптического, сумеречного и гибельного в нашей жизни столько, что остро не хватает радости жизни, оптимизма и веры в то, что все будет хорошо, Бетховен нам эту веру как раз дает».
«ГАСО имени Светланова – не частый гость в Петербурге. Последний раз коллектив под управлением Владимира Юровского выступал у нас в декабре 2012 года на Международном зимнем фестивале “Площадь Искусств”, то есть этой встречи мы ждали долгие восемь лет, – отмечает Евгений Петровский, заместитель художественного руководителя Петербургской филармонии, – Первый юбилейный сезон, посвященный столетию филармонии, к сожалению, совпал с пандемией и всеми сложностями и ограничениями, которые она привносит в работу концертных организаций. В силу разных обстоятельств мы слишком часто в этом сезоне вынуждены менять программы концертов, заменять дирижеров и солистов. И на фоне этой нестабильности каким-то чудом, которое, впрочем, достигается ценой усилий конкретных людей – и с нашей стороны, и со стороны приезжающих к нам коллективов, – нам удается проводить важнейшие концерты, входящие цикл, посвященный столетию филармонии. В октябре он открылся выступлением Михаила Плетнева и Российского национального оркестра, которое мы готовили несколько лет. Сейчас у нас выступил ГАСО, и мы признательны и Владимиру Юровскому, и всем музыкантам, что вопреки обстоятельствам, они не отказались от этого концерта. Мы надеемся, что следующее выступление коллектива состоится в текущем же сезоне: оно запланировано на май 2021 года».
Выступление Государственного академического симфонического оркестра под управлением Владимира Юровского транслировалось онлайн в официальных аккаунтах Петербургской филармонии в социальных сетях «ВКонтакте» и Youtube, видео остается доступным для пользователей и по окончании трансляции.
Наряду с концертом Государственного академического симфонического оркестра и Владимира Юровского в цикле «Российские и зарубежные оркестры и ансамбли», посвященном 100-летию Петербургской филармонии, в этом сезоне также запланированы выступления Симфонического оркестра musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса, Монреальского симфонического оркестра под управлением Кента Нагано, солист – Александр Канторов, Хора Монтеверди и Английских барочных солистов под управлением Сэра Джона Элиота Гардинера, Камерного оркестра Europa Galante под управлением Фабио Бьонди, британского камерного оркестра «Академия старинной музыки» под управлением Ричарда Эгарра.